• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги работы Университетско-школьного кластера в 2012 г.

17 января 2013 г. на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ – Пермь были подведены итоги деятельности Университетско-школьного кластера в 2012 г.

17 января 2013 г. на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ – Пермь были подведены итоги деятельности Университетско-школьного кластера в 2012 г.

Университетско-школьный кластер – инновационная форма повышения квалификации учителей Пермского края, созданная и апробируемая в Университетском округе НИУ ВШЭ по инициативе и на основе замысла заместителя научного руководителя НИУ ВШЭ Л.Л. Любимова.

В 2009–2011 гг. в рамках сотрудничества НИУ ВШЭ – Пермь и министерства образования Пермского края были успешно реализованы три этапа развития проекта «Университетско-школьный кластер», апробированы содержание и технологии процесса совершенствования профессиональной компетентности учителей, подтверждены значимость и эффективность проекта.

В 2012 г. НИУ ВШЭ – Пермь заключил с министерством образования Пермского края трехлетний государственный контракт по развитию деятельности Университетско-школьного кластера в 2012–2014 гг. В 2012 г. успешно реализован первый этап трехлетнего периода развития кластера.

В работе Университетско-школьного кластера принимают участие учителя и учащиеся общеобразовательных учреждений Пермского края, вошедшие в состав кластера на конкурсной основе в соответствии с системой показателей готовности к инновационной деятельности, а также преподаватели трех университетов Перми: ПГНИУ, ПГГПУ и НИУ ВШЭ – Пермь.

В состав кластера в 2012 г. вошли 49 образовательных учреждений: 26 ОУ г. Перми и 23 ОУ Пермского края. При этом в состав кластера традиционно входит большое количество образовательных учреждений Университетского округа НИУ ВШЭ (39 из 42 в 2011 г.; 31 из 44 – в 2012 г.). В работе кафедр кластера приняли участие 217 учителей-предметников.

Кроме того, субъектами деятельности кластера в 2012 г. стали 250 учащихся 7-х, 9–11-х классов из пяти образовательных учреждений Перми, явившихся участниками апробации системы независимой оценки качества обучения по математике.

Общее количество учителей, принявших участие в деятельности Университетско-школьного кластера в 2009–2012 гг., составило 1869 человек, учащихся – 461 человек.

Цель работы Университетско-школьного кластера в 2012 г. – создание эффективных условий для повышения качества школьного образования в контексте современных требований посредством совершенствования профессиональной компетенции учителей, а также предметных компетенций учащихся при интеллектуальном, профессиональном и организационном спонсорстве пермских университетов.

Суть деятельности кластера заключается в организации системной работы 4-х кафедр:

 

  • учителей математики под руководством ординарного профессора НИУ ВШЭ А.П. Иванова;
  • учителей русского языка под руководством В.И. Шенкман;
  • учителей английского языка под руководством Е.Н. Петковой (к.филол.н., доцент НИУ ВШЭ – Пермь);
  • учителей истории и обществознания, экономики под руководством Е.В. Корчагиной (к.пед.н., доцент НИУ ВШЭ – Пермь).

Основное содержание деятельности кафедр заключалось в разработке и реализации 9 образовательных программ дополнительного профессионального образования по общему тематическому направлению «Управление качеством школьного образования».

В каждой образовательной программе выделяются те предметные модули, которые находятся в зоне «трудных вопросов» для учителей и представляют сложность для самостоятельного освоения.

Каждый учитель в кластере прикреплен к тьютору из числа преподавателей университетов, который сопровождает процесс повышения квалификации данного учителя в течение всего проекта. Развитие и совершенствование предметной компетенции учителей отслеживается тьюторами (преподавателями кафедр) еженедельно и корректируется в зависимости от результатов выполнения учителями индивидуальных заданий. Разработанные для учителей задания нацелены на пошаговую отработку проблемных тем с подробным анализом выполненных заданий.

Успешной реализации проекта способствует преимущественно дистанционный формат работы, в рамках которого реализуется около 60% объема образовательной программы. Дистанционный формат работы обеспечивается посредством специального сайта кластера.

В рамках деятельности кластера ежегодно проводится системный мониторинг качества процесса совершенствования предметной компетенции учителейс использованием авторской технологии мониторинга (разработчики А.П. Иванов, С.А. Козлов), которая включает проведение входного, трех текущих и итогового тестирований учителей. Средний прирост предметных знаний по результатам итогового тестирования учителей – участников проекта в 2012 г. составил 9%.

По результатам работы в кластере 201 учитель из 217 получил удостоверение о повышении квалификации государственного образца, а 152 наиболее активных и результативных участника проекта получили дипломы и сертификаты министерства образования Пермского края и НИУ ВШЭ – Пермь.

В завершение I этапа трехлетнего периода развития Университетско-школьного кластера в 2012 г. был проведен опрос учителей. Общий процент удовлетворенности учителей процессом повышения квалификации в формате кластера составил 85% (средний показатель на основе анализа 20 параметров эффективности).

Учителями были обозначены преимущества такой формы повышения квалификации:

  • возможность выбора типа образовательной программы повышения квалификации, формы обучения, тьютора;
  • максимально комфортная, эффективная, современная форма повышения квалификации с преимущественно дистанционным характером взаимодействия (возможность сочетания работы с обучением, выполнения заданий в удобное, свободное от основной работы время);
  • высокопрофессиональное индивидуализированное тьюторское сопровождение работы учителя в кластере;
  • применение полученной учебно-методической базы в учебном процессе с целью совершенствования предметной компетенции учащихся, освоение современных образовательных технологий и методов обучения;
  • активное освоение IT-технологий.

По итогам анализа деятельности Университетско-школьного кластера в 2012 г. Ученым советом НИУ ВШЭ – Пермь были высоко оценены результаты деятельности кластера, сотрудникам кластера были вручены почетные грамоты и благодарственные письма министерства образования Пермского края и НИУ ВШЭ – Пермь.

 Презентация