• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«XXL – eXtended eXpedition&Learning» – проекты-победители конкурса ФОИ

«XXL – eXtended eXpedition&Learning» – проекты-победители конкурса ФОИ

из архива экспедиции

Фонд образовательных инноваций подвел итоги весеннего конкурса 2022 года. Всего на конкурс поступило 38 заявок в трех номинациях. В «Вольной номинации» в числе победителей — 4 проекта преподавателей НИУ ВШЭ — Пермь. В нескольких материалах расскажем подробно о каждом проекте-победителе. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева и приглашенный преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и департамента менеджмента Наталья Гоменюк разработали формат «XXL – eXtended eXpedition & Learning» – «расширенная экспедиция» в учебной практике.

Цель проектов в «Вольной номинации» – поиск и представление нестандартных решений и подходов в преподавании. Проект «XXL – eXtended eXpedition&Learning» направлен на то, чтобы «расширить» возможности такого формата обучения, как экспедиция.

Новый формат проведения экспедиций был опробован в рамках проекта «ЛЫСЬВА. Заводской округ». Студенты бакалавриата и магистратуры выезжали в город Лысьва, Пермский край, с целью изучения архива Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики. Планировалось, что на основании собранных материалов студенты магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» разработают концепцию корпоративного музея. Подробнее об экспедиции можно прочитать здесь. 

«Расширение» формата экспедиции (eXtended eXpedition) построено на вовлечении новой группы студентов (исследовательская, аналитическая группа), которая непосредственно не принимала участие в экспедиции. Это были студенты 1 курса образовательной программы «История». У них на семинаре реализована технология содержательного разговора или «мировое кафе» – фасилитационный метод, применимый к группам разного размера, позволяющий «развернуть» контекст, в который участники погружаются для максимального вовлечения в обсуждение предложенной темы. Технология не ведет к выработке конечных решений, но помогает получить новые инсайты и идеи. 

Результаты реализации формата XXL – eXtended eXpedition&Learning:

— экспедиция вышла за рамки серии выездов и привлекла к участию студентов, которые не захотели или не смогли участвовать в самой экспедиции, мероприятие в формате «мировое кафе» вызвало интерес к экспедициям;

— экспедиция получила новые инсайты и идеи, которые в дальнейшем усилят проектное решение и лягут в основу выпускной квалификационной работы студентки магистратуры (она была одним из экспертов в «мировом кафе»);

— студенты-участники получили новый опыт learning by doing — и соучастия в задачах экспедиции, и участия в новом для них формате «мирового кафе»;

– потренировали такие soft skills, как коммуникационные навыки, работа в группе, генерация идей, подготовка презентации, работа в условиях ограниченного времени;

— студенты-эксперты (студенты магистратуры) получили новый опыт, который можно интерпретировать как опыт управления малой проектной группой в позиции групп-лидера.

Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Исмакаева Илиана Дамировна

В рамках проектного семинара у нас возникла идея организации экспедиции «Лысьва. Заводской округ» для работы с архивом Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики и разработки концепции корпоративного музея при фабрике (новость о результатах экспедиции). В ходе экспедиции мы внедряли новые практики. Во-первых, мы апробировали новый формат проведения экспедиций, который предполагает несколько краткосрочных выездов в разном составе участников. В нашем случае было проведено четыре выезда.

Мы готовы рекомендовать такой формат для разработки экспедиций, которые предполагают решение разнообразных задач и отличаются высокой междисциплинарностью, экспедиционные материалы требуют определенный ресурс времени для обработки, а место назначения находится сравнительно недалеко от кампуса.

Во-вторых, мы разработали «расширение» экспедиции (extended expedition), результатом которого стало вовлечение новой группы студентов («неучастников»/не только участников экспедиции) с целью получения новых идей и инсайтов в связи с собранным материалом и выявленными задачами и обстоятельствами, сопровождающими создание музея. Таким «расширением» стало мероприятие в формате «мирового кафе» (World cafe) с участниками — студентами-историками 1 курса бакалавриата в рамках учебного курса «Введение в Digital Humanities». Именно опыт проведения данного мероприятия мы представили на конкурс ФОИ НИУ ВШЭ.

Студенты получили новый опыт learning by doing — и соучастия в задачах экспедиции, и участия в новом для них формате мирового кафе; потренировали такие soft skills, как коммуникационные навыки, работа в группе, генерация идей, подготовка презентации, работа в условиях ограниченного времени. А студенты-эксперты (студенты магистратуры – участники экспедиции) получили новый опыт, который можно интерпретировать как опыт управления малой проектной группой в позиции групп-лидера.

Если говорить о результатах экспедиции, в целом проведенное исследование и собранный материал позволяют сказать, что основная цель экспедиции по изучению и оцифровки архива Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики была достигнута. Проведенное исследование и собранные материалы позволяют вывести проект на следующую ступень реализации и продолжать работу по разработке концепции музея.