• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподавание на английском языке — синергия предметников и лингвистов

12-13 октября в Пермском филиале НИУ ВШЭ состоялся междисциплинарный научный семинар «Преподавание и обучение на английском языке: ожидания, проблемы, потребности».

Для участия в семинаре были приглашены специалисты из разных дисциплин – преподаватели английского языка, лингвисты, психологи, социологи, менеджеры, экономисты. В процессе работы участники пришли к логичному разделению на два «дружественных» лагеря: «преподаватели – предметники», разрабатывающие курсы на английском языке и «англичане» (преподаватели английского языка), которые готовы оказать существенную помощь в разработке курса. На семинаре были разработаны направления, позволяющие достигнуть синергетического эффекта от сотрудничества: совместная разработка программы курса, словаря, подготовка лекций и семинарских занятий.

Первый день семинара проходил в формате мини-конференции. На открытии семинара, которое проводила его инициатор - психолог Елена Мандрикова, были определены ожидания участников: обмен опытом, ориентация в разработке курса, поиск возможностей для совершенствования преподавания и обучения.

Открыл секцию по преподаванию на английском языке один из организаторов, Владимир Козлов. Его сообщение было посвящено обзору англоязычных курсов, преподаваемых в НИУ ВШЭ. Владимир обратился к сайту www.hse.ru как источнику информации и обнаружил, что лишь в некоторых подразделениях (факультет менеджмента, МИЭФ, факультет социологии) представлена информация об англоязычных курсах. В итоге, слушателю сложно определиться с выбором, и необходимо создать общие правила для представления информации о курсах на сайте ВШЭ.

Наталья Колядина поделилась опытом подготовки преподавателей МИЭФ. Отличие МИЭФ – преподавание практически всех курсов на английском языке и, как следствие, повышенная требовательность студентов к качеству английского языка преподавателей. Для повышения качества преподавания была разработана специальная система взаимодействия с новым преподавателем, в основу которой легли такие практики как: отбор резюме, запрос на сертификаты, собеседование на английском языке, micro-teaching (анализ 5-ти минутных видеозаписей занятий) и другие. МИЭФ разрабатывает стандарты качества преподавания совместно с LSE (London School of Economics) и, в целом, по мнению участников семинара, является достойным примером для заимствования практик.

Татьяна Голечкова рассказала о лингвистических особенностях лекции на английском языке, наиболее адекватном балансе между разными способами подачи информации. Татьяной отмечалась необходимость визуализации англоязычной лекции, важность представлять ключевые слова в начале лекции, целесообразность «делать паузы» чаще, чем в русскоязычной (использовать вопросы к аудитории), избегать сложных слов (обращаться к «живому языку»). Завершила выступление Татьяна оптимистичным наставлением: «Be human, speak human, be funny at times».

Преподаватель из Санкт-Петербургского филиала, Светлана Богуславская поделилась опытом разработки англоязычного курса: «…на этих курсах мы не учим английский язык, я позволяю своим студентами делать ошибки. И первое занятие мы проводим, чтобы снять языковой барьер. Мы просто говорим!». Светлана также отметила, что в профессиональном поле есть курсы, которые не имеет смысл разрабатывать на английском языке. Например, «Внутрифирменное бюджетирование», так как речь идет о локальном явлении и тематика не снабжена англоязычными материалами.

Секция по проблемам обучения на английском языке позволила лингвистам и преподавателям английского языка из Нижнего Новгорода – Ирине Малининой и Алексею Малафееву - поделиться опытом и дать наставления преподавателям англоязычных курсов. Сотрудник Пермского филиала Дмитрий Артемьев рассказал о стратегической значимости курсов на английском языке, а представитель Московского филиала Сергей Зыков объяснил целесообразность дистанционного обучения.

Особое внимание было уделено студентам как «клиентам» курсов. Социолог Елизавета Полухина представила результаты исследования, направленного на изучение опыта студентов, обучающихся на англоязычных курсах. Студенты НИУ ВШЭ, г. Москва делились своим мнением на форуме http://teachinglearningseminar.flybb.ru/topic3.html и во время личных интервью. Среди наиболее важных проблем называлась сложность усвоения материала и, как следствие, необходимость преподавателю удалять больше внимания для подготовки - создание словаря курса, видеоархива, предварительная рассылка текстов. Проблему языкового барьера призвана решить работа в группах, позволяющая достаточно свободно общаться студентам. Именно поэтому важно, чтобы англоязычные курсы были реализованы преимущественно в небольших группах (курсы по выбору, факультативы). Обладая разным уровнем английского языка, студенты отмечали необходимость дополнительных занятий, позволяющих уточнить непонятные моменты у преподавателя.

Сотрудники и студенты Пермского филиала также смогли поделиться опытом и потребностями во время групповой дискуссии, направленной на совершенствование преподавания и обучения на английском языке. Учащиеся 3-го курса факультета экономики уже имели опыт обучения на англоязычных курсах и готовы обучаться далее. Они связывают свое будущее с международной деятельностью и поэтому находят эти курсы особо востребованными.

Второй день семинара был направлен на выработку совместных решений по усовершенствованию процесса разработки и преподавания англоязычного курса. Елена Мандрикова, как модератор дискуссии, отмечает необходимость разработки действующего механизма сотрудничества в цепочке «преподаватель - лингвист - студент».

Завершение семинара позволило участникам «подготовиться к действию!». Было проведено два замечательных мастер - класса: от Жени Бакина «Развитие академических навыков преподавания английского языка» и Татьяны Голечковой «Повышение эффективности обучения на английском языке».

Семинар продемонстрировал актуальность предметных курсов на английском языке, поднял множество проблемных вопросов, вызвал горячие и содержательные дискуссии. По итогам работы семинара было принято решение продолжить работу по данной тематике. Организаторами запланирован круглый стол в Москве в ноябре-декабре 2012.

Следите за новостями на сайте семинара https://sites.google.com/site/teachinglearningseminar/!