Как будет развиваться город Пермь?
Руководитель «Бюро городских проектов» Андрей Головин в рамках дисциплины «Региональная экономика» встретился со студентами 3-го курса Высшей школы экономики. Один из активных авторов градостроительной политики поделился своими соображениями о Генеральном плане Перми, о мастер-плане и его новизне, о необычных для пермской практики решениях, задействованных в Генеральном плане.
Андрей Головин обозначил несколько признаков, характерных для современной Перми. Многие из признаков города стали его проблемами и, в свою очередь, породили проблемы следующие. Почему город Пермь стал таким большим? Потому что, например, в Закамске было размещено химическое производство, на Гайве – кабельное. Вокруг них строились микрорайоны. Тот подход, при котором люди жили и работали в одном месте, не требовал ездить в город часто. В наши дни производственные программы данных предприятий сокращены. К тому же столько рабочих теперь и не требуется. Рабочие места концентрируются в центральной части города, люди стали перемещаться в центр. Поскольку большинство людей пользуется личным автотранспортом, возникают транспортные проблемы – пробки, недостаток парковочных мест. Вообще транспортными проблемами весь мир начал заниматься в 70-е годы. У нас в это время автомобили еще только распространялись. Сейчас просчитано, что площадь припаркованного автомобиля (с учетом подъездов к нему) составляет 25 квадратных метров, а движущегося – 40 квадратных метров. В среднем автомобиль перевозит 1,2 пассажира, автобус – 72 пассажира. Вот еще пример. Если бы все владельцы машин приехали в центр города, нужно было бы найти место для примерно 120 тысяч автомобилей, на что понадобилась бы площадь в 300 гектар. Это огромная территория от набережной реки Камы до Комсомольской площади и в сторону – до железнодорожного вокзала. Всю эту территорию нужно было бы занять только автомобилями.
Но если не личные автомобили, то что же? Андрей Головин предложил делать город удобным не столько для автовладельцев, сколько для пассажиров общественного транспорта и пешеходов. «Посмотрите, насколько заполнены пешеходные улицы на Западе и насколько пустые у нас. Почему так?» – задает вопрос Андрей Головин. По его словам, причина в том, что наши проектировщики выбирают в качестве пешеходных те улицы, которые не нужны автомобилистам. То есть улицу не отдают пешеходам, а просто безболезненно закрывают для автомобилистов. Но в итоге это не отражается ни на тех, ни на других. Все может быть иначе. Пешеходная улица – та, где всегда много людей. Например, было бы интересно в Перми сделать пешеходной ул. Куйбышева. На участке от ул. Ленина и, может быть, даже от улицы Петропавловской до стадиона «Динамо», дальше можно выйти по ул. Краснова на Горьковский парк.
Кроме общей огромной территории, занятой городом, и ситуации с транспортом, есть проблема подхода к застройке. Одинаковое число квартир можно разместить разными способами – в домах с разным количеством этажей. Принцип застройки формирует все, вплоть до качества жизни на такой территории. В чем проблема Перми? В том, что высотная застройка требует разрывов между зданиями. За счет этого город непомерно разростается. Плотность застройки европейских и американских городов гораздо выше. При этом никакого дискомфорта жители не испытывают. По словам Андрея Головина, с точки зрения даже советских СНИПов, Пермь с нынешним населением, может разместиться на территории, вполовину меньшей. Сейчас в нашем городе уже реализуются проекты в соответствии с новой идеологией.
При 4–6-этажной застройке создается другая городская среда: ул. Революции – ул. Куйбышева – Компрос – ул. Успенского – будет небольшая мелкоразмерная квартальная сеть, жилье, офисы.
Для студентов общение с известным проектировщиком и идеологом новых подходов к градостроительству было очень интересным. Студенты каждый день видят, ЧТО меняется в городе. Теперь они смогли понять, ПОЧЕМУ это происходит.