• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Егор Старков и Евгений Медведев

Егор Старков и Евгений Медведев, Выпускники НИУ ВШЭ – Пермь 2011 г., студенты 1-го курса магистратуры Российской экономической школы (РЭШ).

– Первый вопрос – почему РЭШ? И много ли там наших выпускников?

Е. Старков: На момент выпуска из Вышки меня больше притягивала академическая карьера, нежели работа в industry, в финансовом секторе. РЭШ больше других университетов котируется в данном секторе. Нас двое из Пермского кампуса – я и Женя Медведев.

Е. Медведев: Еще в начале прошлого года я выбирал между магистратурой Высшей школы экономики и Российской экономической школой. Вышка хорошо вырабатывает экономическую интуицию, выпускникам легче видеть за математическими моделями экономическую суть. РЭШ – отличная площадка для начала академической карьеры, в отличие от Вышки, которая скорее ориентирована на прикладное применение научных инструментов выпускниками. В Российской экономической школе многие студенты имеют возможность поехать в США, продолжить свое образование в «крутых» университетах. Я тоже планирую продолжать исследовательскую деятельность, поступить в зарубежный вуз на программу PhD. Однако, возможно, когда получу диплом, останусь работать в Москве.

– Будучи некоторое время студентами магистратуры РЭШ, уже можно говорить о трудностях, с которыми пришлось столкнуться?

Е. Старков: Самое сложное, с чем в первые полгода пришлось столкнуться – это необходимость осваивать большие объемы знаний по высшей математике. С учетом того, что примерно половина студентов РЭШ – это физики и математики, с ними поначалу было сложно конкурировать.

Е. Медведев: На бакалавриате в моделях, которые преподаются, нет столько «хардкорной» математики, сколько есть в продвинутых моделях. Вектор тот же самый, усложняется инструментарий. Зато выпускникам математических факультетов или физтеха сложнее улавливать смысл того, что объясняют на лекциях. Им не хватает экономической составляющей.

Е. Старков: В РЭШ из-за такого положения дел экономика изучается фактически «с нуля». Тем не менее, вышкинская экономическая подготовка очень помогает. К тому же в Вышке развивают экономическую интуицию.

– Как впечатление от других студентов и от учебы в целом?

Е. Старков: Что меня удивило, там студенты гораздо строже, не так уж много тех, кто пошел в магистратуру после бакалавриата. В основном это те, кто после окончания университета несколько лет работали. Первое, что меня поразило в РЭШ, – атмосфера. Я не знаю ни одного преподавателя по имени-отчеству, мы обращаемся к друг другу по именам. Дает знать о себе небольшой размер университета. Правда, сейчас там начинают набирать бакалавров. То, чего не хватает в РЭШ после Вышки, – быстрой проверки экзаменов и домашних заданий. Там можно месяц ждать… Рейтинговая система в РЭШ близка к вышкинской. Однако там очень большой вес отдается финальным экзаменам. Остальное – midterm и обязательные домашние задания.

Е. Медведев: Пришло на ум важное отличие обучения в РЭШ от обучения в бакалавриате Вышки: раньше можно было выбирать между большим количеством предметов не только экономического профиля, а в РЭШ такого нет. Есть ощущение, что нахожусь на второй ступени своего образования, и это радует.

– А чем вообще занимается студент магистратуры РЭШ?

Е. Старков: Когда мне обещали, что студенты РЭШ все время проводят в здании РЭШ – я этому не верил. Даже в Вышке такого не было! Но оказалось, что так и есть. Занятия начинаются достаточно поздно, в 10.00, но до 18.00 – пары, стабильно. Многие после этого еще остаются заниматься. Я предпочитаю делать это в общежитии. Поначалу было сложно встроиться в этот ритм. Помню, мы до трех часов ночи эти домашки делали… Сначала целый день учишься, и потом опять…

– Что сейчас происходит у магистрантов РЭШ?

Е. Медведев: С лета мы начинаем работать над исследовательским проектом, нужно выбирать. Горячее время. После зимы защищаешь курсовую, потом дорабатываешь, углубляешь ее, и на выходе получаешь магистерскую диссертацию. Пока работа еще не начата, в конце мая будет распределение. С нетерпением этого ждем, хочется уже что-нибудь поисследовать!

– Возможна ли работа для студентов?

Е. Старков: Некоторые работают, но я не могу понять, когда они это делают… Вообще 15–20 человек, которые хорошо сдали вступительные экзамены, получают стипендию. Я получаю дополнительную стипендию, организованную выпускниками, – для тех, кто в топе рейтинга. В РЭШ есть программа «Работай и учись!» – там можно зарегистрироваться и получать задания. У второкурсников есть возможность заниматься «Teaching assistance». Это, по факту, – проверка домашних заданий, экзаменов. Иногда открываются вакансии «research assistant».

– Насколько уменьшилось количество первокурсников по сравнению с первыми днями учебы? Многие не выдерживают?

Е. Старков: Прошло три сессии, ушло чуть меньше 20% поступивших. В начале года много людей ушли, потому что поняли, что им это не нравится. После первого года никто уже не уходит, остаются только осознавшие свой выбор. РЭШ – это тяжело, но это того стоит!

– Что можете сказать о Вышке? Что вспоминается о кампусе в Перми?

Е. Медведев: Здесь я впервые познакомился с экономикой, здесь я понял, какая из отраслей экономики наиболее привлекательна для меня. Удалось сформировать задатки понимания процессов, которые описываются экономической наукой. Это фундаментальное экономическое образование. Различия между выпускниками бакалавриата в Москве и Перми не бросаются в глаза. Самое главное, что запомнилось – это люди! Здесь есть преподаватели, по которым мы скучаем. Например, Марина Витальевна Шеина или Анастасия Юрьевна Редькина.