• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Запланированных кризисов не бывает

16 декабря в пермской Вышке состоялся заключительный научно-практический семинар факультета экономики, ведущим которого выступил заведующий кафедрой оценки стоимости активов НИУ ВШЭ-Пермь и аналитик УК «Парма-Менеджмент» Дмитрий Тимофеев.

За прошедшие три года семинар стал удобной площадкой для обмена мнениями и формирования точки зрения о проходящих процессах, выработки собственных прогнозов. В семинаре приняли активное участие члены Клуба финансовых директоров Пермского края.

В докладе под названием «По «волнам» кризиса» Дмитрий повторил прогноз, сделанный месяц назад, что большего кризиса, сравнимого с крахом Lehman Brothers, уже не случится. По его словам, вокруг «слишком много мрачных прогнозов, так что политики Европы и мира находятся под необходимой степенью давления. Они уже довольно напуганы и не допустят неконтролируемого распада. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), в крайнем случае, начнет выступать кредитором последней инстанции». Дмитрий объяснил собравшимся, что мировая банковская система продолжает работать со слишком большим рычагом, обусловленным требованиями «Базель-2», так, что «величина рычага составляет до 1 к 100». Небольшие потери активов банков не только по суверенным долгам, но и другим вложениям, способны быстро «уничтожить» собственный капитал банков. Судя по котировкам кредит-дефолтных свопов, крупные банки в мире продолжают восприниматься как «junk» (мусорный уровень рейтинга). По мнению Дмитрия, необходимо рекапитализировать банки, а также убедить рынки, что краха долгов не будет. «Без этого устойчивого экономического роста не получится» - заключил Дмитрий.

По его словам, Европа «сама себя загнала в ловушку, приняв единую валюту в 1999 году». В процессе подготовки к переходу на единую валюту, Европа сначала создала систему фиксированных валютных курсов, когда страны привязывали свои валюты к дойчмарке. Это привело к кризису этой системы в начале 90-х годов (ERM crisis). Все страны Европы, кроме Германии девальвировали свои курсы, а Германия вошла в зону евро с очень дорогой валютой. Из-за этого, почти два десятка лет страна переживала «внутреннюю девальвацию». Под ней подразумевалась невозможность достичь равновесия на внешних рынках, если страна не может изменять обменный курс. Общее равновесие в экономике все равно достигается, но за счет изменения внутренний показателей - уровней цен и зарплат. Кроме того, в Германии наблюдался избыток сбережений и недостаточный внутренний спрос на них. Эти сбережения инвестировались за рубеж, переход к единой валюте «снял» валютный риск. Так возник отток капитала из страны, что одновременно означал и профицит счета текущих операций, то есть большой чистый экспорт. По словам Дмитрия «Германия обеспечивала потребление в долг периферийных стран, то что некоторые называют «жить не по средствам». Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот. Из периферийных стран утекает капитал, тогда как Германия «купается» в избытке сбережений. «Периферия должна пережить всю ту же «внутреннюю девальвацию», когда уровни цен и зарплат должны снизиться по сравнению с «сердцевиной» (Германия, Нидерланды, Франция, Австрия)».

Объясняя этот факт, Дмитрий рассказал о том, что проблему «приспособления» можно решить двумя путями. Первое, можно увеличить инфляцию в «сердцевине», но это потребует очень мягкой денежной политики ЕЦБ, на которую он не согласен по политическим и идеологическим соображениям. Второй путь, который сейчас проводит Еврозона – дефляция стран периферии. К сожалению, она сопровождается большими экономическими трудностями. Так, безработица в Греции сейчас приближается к 17%, а дополнительные меры «аскетичности» могут довести «к 25%, уровню Великой Депрессии в США». К сожалению, подобные «мучения» будут продолжаться еще длительное время, и чреваты политическими кризисами, вплоть до дефолтов, а в долгосрочном периоде привести к выходу некоторых стран из зоны евро. Из-за банковского кризиса и под влиянием фискальной консолидации Европа в следующем году будет находиться в мягкой рецессии. Хорошего выхода из кризиса нет, но прогноз на большой финансовый общемировой крах, по словам Тимофеева, является явным преувеличением.

Дмитрий также дал прогноз по развитию ставок и инфляции в России. Введение инфляционного третирования в недавно принятой «Денежно кредитной политике» Центробанка означает дальнейшее падение инфляции. Темп роста потребительских цен в 6.8% с ноября 2011 по ноябрь 2010, как предполагает Дмитрий, должен замедлиться до 5% по итогам 2012 года. В дальнейшем не ожидается большой (устойчивой двузначной) инфляции.

Это означает, что долгосрочные ставки пойдут вниз, как только экономические агенты убедятся, что низкая инфляция это всерьез и надолго. На ближайшее время Дмитрий не ожидает продолжения роста процентных ставок кредита и депозитов, считая, что они скоро стабилизируются. Он указывает на денежную политику Центробанка, который формирует «коридорную систему». Сейчас ставки овернайт межбанковского кредита «уперлись» в верхнюю границу, где Центробанк выдает кредиты финансовой системе. Таким образом, любой избыточный спрос банков на банковские резервы будет удовлетворен.

Дмитрий ожидает, что следующий год принесет небольшой рост США и России, а Европа закончит свою «мягкую рецессию». Цены на товарных рынках будут оставаться высокими, а экономическое восстановление продолжится, хотя и не будет столь оптимистичным, как было в 2010 и начале 2011 годов.

После окончания доклада в аудитории началась оживленная дискуссия. Отвечая на вопросы, о том, каким образом строятся прогнозы цен на нефть, Дмитрий пояснил, что оценки спроса связаны с прогнозами экономического роста, оценкой краткосрочной и долгосрочной эластичности. Определяющим является оценка кривой предложения, которая сводится к построению кривой маржинальных затрат. Сейчас нефть поступает из месторождений тяжёлой, глубоководной нефти и битуминозных песков Канады, что предполагает «дно» для цен в районе 60-80 долларов за баррель. Рост цен нефти заметно больше 100 за баррель не является устойчивым долгосрочно, поскольку при этих ценах станет возможным производить жидкие углеводороды из угля, газа и биотехнологий. По его мнению, цены на нефть около 100 за баррель являются устойчивыми, и предполагают «устойчивые доходы России на внешнем рынке». В этой связи, заключил ведущий, «я продолжаю оптимистично смотреть на будущее экономики нашей страны и мира!».

Презентация семинараскачать (.ppt)