• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вторая волна не состоялась...

Образно говоря, аналитики ждали её как девятого вала. Напомним, речь – о кризисе. Высказывались предположения, что сценарий 2008 года вскоре повторится. На недавнем семинаре в стенах НИУ ВШЭ - Пермь была озвучена диаметрально противоположная точка зрения.

Корни проблемы

Крах 2008 года и текущая напряженность связаны, в том числе, и с ошибками в регулировании банков. Есть пример, который со временем может стать хрестоматийным. Почему Германия имеет столь большой размер профицита счета текущих операций? Это же означает, что из страны утекает капитал. Почему это происходит и куда этот капитал идет? Ответы надо искать в начале 90-х годов.

Когда Европа начала процесс перехода на единую валюту, существовал механизм фиксированных обменных курсов. Тогда валюты были привязаны к дойчмарке. После падения берлинской стены, Бундесбанк поднял ставки, борясь с инфляцией, что привело к кризису этого механизма. Все валюты в Европе были девальвированы к дойчмарке, и так она и вошла дорогой в процессе перехода на одну валюту. После этого Германия почти 20 лет переживала процесс «внутренней девальвации». В стране сохранялась довольно высокая безработица, и перспективы экономики были не самыми лучшими, темпы роста зарплат были низкими, как низкой была инфляция. В Германии образовался избыток сбережений, который вызывал отток капитала в другие страны. Зато в странах-получателях капитала возник бум. Так, за прошедшее десятилетие основными получателями капитала в мире являются США. Следом за ними затем идут страны, испытывающие сейчас долговые проблемы – PIIGS. Курьезно, но сейчас эти страны должны пережить подобные процессы, которые пережила Германия – снижение внутренних цен и зарплат, чтобы стать конкурентоспособными. Поэтому большинство экономистов единогласно утверждают, что единая валюта – это плохая идея. Нынешние проблемы Европы являются прямым следствием решений, принятых политиками еще два десятилетия назад.

Вызовы-и-Ответы

Политики Еврозоны еще в августе и сентябре отказывались признавать наличие проблем в своих банках. Финансовые рынки, предоставленные сами себе, впали в ступор. И только в начале октября лидеры объединенной Европы стали вырабатывать план противодействия финансовому кризису. Евросоюз его одобрил. Элементы банковской паники продолжались почти два месяца и привели к краху франко-бельгийского банка Dexia. Также они запустили рецессию в зоне евро, такова цена промедления.

Как известно, «капитализм без капитала не работает». Работоспособность банков крайне важна для «здоровья» экономики. Банки выполняют центральную посредническую роль на финансовых рынках. Недоверие к ним вызывает бегство вкладов, и разрушает работу всей финансовой системы. Она перестают нормально «превращать сбережения в инвестиции», что вызывает спад реальной экономики.

Существующая сейчас система пруденциального регулирования банков в мире («Базель - 2») имеет существенные изъяны. Глобальные банки сейчас имеют крайне низкую достаточность. Так, обрушившийся 10 октября банк Dexia имел активов на €518 млрд., а собственный капитал без учета нематериальных активов (tangible common equity) всего в 5 млрд., и работал с рычагом 1 к 104. При этом он имел нормальную достаточность с капиталом, взвешенным по риску, требуемым регулятором. Похожая ситуация наблюдается с другими банками мира, как следует из приведенных данных. В настоящее время Банком Международных Расчетов в Базеле вырабатывается третья версия требований к достаточности («Базель - 3»). Предполагается, что она повысит требования к собственному акционерному капиталу (tangible common equity) почти в 7 раз. После того, как правила будут приняты, они будут внедряться до 2020 года. А пока мир продолжает жить с банковской системой с крайне низким размером капитала, что обуславливает его неустойчивость.

Презентация семинара - скачать (формат *.ppt)