А Вы видели «Белые Ночи в Перми»?
Что такое общегородской праздник: концерт на большой городской площадке? Выходной день всех жителей города? Массовые гуляния? А если такой праздник еще и длится больше трех недель? На простые вопросы нелегко получить простые ответы – казалось бы, что может дать городу длинный фестивальный период, наполненный разнообразными мероприятиями, где каждый зритель может найти концерт, выставку или театральный спектакль на свой вкус.
Фестиваль «Белые ночи в Перми», проходивший с 1 по 26 июня, стал уникальным событием не только для города, но, наверное и для России – и по продолжительности, и по насыщенности, и по степени жанрового многообразия. Эффект фестивальных мероприятий ожидался сразу же в нескольких направлениях: это и приток туристов, и участие жителей города в мероприятиях, и вовлечение бизнес-партнеров. О том, как исследовательская команда Высшей Школы Экономики в Перми оценивала данные эффекты, в рамках научного семинара для магистерских программ «Маркетинг» и «Государственное и муниципальное управление» рассказала зав. кафедрой общего менеджмента И.Н. Шафранская.
- Ирина Николаевна, расскажите, какие эффекты может создать такой длительный фестиваль для города?
- Мы выделили три типа эффектов – маркетинговый, связанный с туристическим потоком, социальный, отражающий вовлеченность в мероприятия жителей города, и экономический, базирующийся на оценке расходов посетителей мероприятий в рамках фестиваля. Для того, чтобы оценить данные эффекты, в течение всего фестивального месяца тщательно собирались данные «в поле», проводились интервью с партнерами фестиваля и проводили опросы жителей города и края уже после того, как фестиваль был завершен.
- А кто участвовал в проекте, ведь в июне – самая горячая пора, экзамены и зачеты, конец учебного года?
- На проекте работали как студенты бакалавриата, так и магистратуры, где экзаменов в конце года не так много. Именно благодаря дружной исследовательской команде - ребятам, которые работали «в поле», - нам удалось собрать большой объем данных – более 1 200 анкет посетителей фестивальных мероприятий, более 1 500 телефонных интервью. Надеюсь, что и сессию они все сдали успешно.
- Что же получилось в результате? Что дает городу фестиваль?
- Собранные данные позволили нам в самом первом приближении оценить выделенные нами эффекты: цифра по туристам, например, довольно скромная – около 16 тысяч человек, причем 35% из них – жители Пермского края. Зато большая часть из них удовлетворены фестивалем, намереваются посетить его в будущем году и порекомендовать близким, родным и знакомым – а это важный для маркетологов эффект “word-of-mouth”. За период фестиваля посетители мероприятий потратили, по нашим оценкам, 193 млн.рублей.
- Это много или мало?
- Это, в первую очередь, ориентир для принятия будущих управленческих решений. На сегодняшний день у нас есть представление о модели посещения фестиваля жителями города и туристами – их интересы, частота посещения мероприятий, длительность туристического визита, сумма расходов на питание, проживание, билеты и так далее. Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края – наш партнер в этом проекте – смогли получить данные, на основе которых в дальнейшем можно планировать деятельность, задавая целевой уровень показателей. А исследования в будущих периодах позволят нам сделать вывод – много это или мало.
- А такие исследования будут?
- Конечно, эта тема сегодня очень актуальна – мы понимаем это по тому, насколько результаты нашего пилотного исследования востребованы на конференциях. Мы уже получили бесценный опыт, а также результаты, интересные для российского научного сообщества. А это – еще один шаг вперед, к развитию российской науки. И пусть это маленький шаг для науки в целом, но большой – для развития нового исследовательского направления.
- А что делать тем студентам, которые хотят поучаствовать в подобном проекте?
Конечно же, участвовать, если это не мешает учебе. Например, на фестивальных мероприятиях в этом году я видела многих наших студентов – раз уж они являются посетителями, почему бы не поисследовать фестиваль «изнутри». Мы всегда рады студенческой инициативе, и всех, кому интересно участвовать, готовы брать в исследовательские проекты. Центр прикладной экономики НИУ ВШЭ-Пермь, который занимается подобными исследованиями, находится в третьем корпусе, и открыт любым идеям и предложениям. Студенческим исследовательским идеям будут рады на любой кафедре – так что смело формулируйте, что вам интересно, и приходите, или следите за объявлениями на сайте – думаю, следующие «Белые Ночи» мы так же не оставим без внимания.