Итоги второго дня междисциплинарного семинара «В поисках «вечного двигателя» или роль инноваций и интеллектуального капитала в современной организации»
24 мая 2011 года в НИУ ВШЭ - Пермь продолжила свою работу школа-семинар «В поисках «вечного двигателя» или роль инноваций и интеллектуального капитала в современной организации».
Первым докладчиком выступил Денис Александрович Фоменков, чья презентация «Инновационный продукт: от создания до коммерциализации» была посвящена анализу рынка инноваций. Автор подробно рассказал о существующих типах инноваций (притягиваемые рынком и проталкиваемые технологией), а также обозначил проблему фундаментального дефицита, который испытывает бизнес-сектор в отношении R&D деятельности со стороны университетов. Докладчиком был сделан вывод, что страна по-прежнему является центром адаптации готовых технологий. Кроме того, в рамках выступления автор привел методы функционального анализа, которые позволяют генерировать инновации, а также модели процессов коммерциализации на примере университета г.Хельсинки. В целях закрепления материала докладчик организовал деловую игру, имитирующую процесс генерации инноваций.
В продолжение темы, следующее выступление было посвящено «Инновационному поведению компаний на примере фармацевтической индустрии». Докладчик Алексей Игоревич Балашов начал свое выступление с исторических аспектов развития отрасли, выделив, что основными отечественными центрами фармацевтики являются Санкт-Петербург, Пермь и Пятигорск. Затем, автор уделил внимание специфики отрасли, а именно разнообразному характеру научных исследований, длительному процессу создания продукта и высокой степени сегментированности. Наряду с этим, в презентации также были представлены основные тенденции, такие как рост конкуренции, государственного контроля и затрат на НИОКР. По мнению докладчика, путями развития отрасли могут быть либо слияния и поглощения компаний с переносом не ключевых производств в развивающиеся страны, либо персонификация лекарственных препаратов, при которой продукт создается под конкретного клиента. Говоря об отечественном рынке, господин Балашов характеризовал его следующим образом: небольшая емкость (3% от мирового), быстрый рост (11 место в мире), массовое производство относительно дешевых лекарственных препаратов. В конце доклада, автор представил результаты эмпирического исследования, посвященного анализу факторов, влияющих на патентную активность предприятий.
После проведения постер-сессии, работа школы-семинара продолжилась в формате открытого обсуждения (форума) «Роль инноваций и интеллектуального капитала в новой экономике». Первая секция была посвящена «Факторам инновационной активности предприятий России: отраслевой и региональной специфике». Открытие секции началось с доклада Евгении Владимировны Куминовой о результатах бенчмаркинга России и Германии по уровню развития интеллектуального капитала. Применяя различные индексы измерения знаний, автор пришел к выводам, что в России существует неэффективность функционирования институтов и низкий уровень развития информационно-компьютерных технологий. Наряду с этим, выступление следующего докладчика Анны Андреевны Быковой было сконцентрировано вокруг вопроса влияния факторов кооперации и межфирменного взаимодействия на результаты деятельности предприятий. Оказалось, что в отличие от западных эмпирических работ, результаты проведенного исследования показали, что существует слабая связь между факторами кооперации и показателями деятельности. Завершала секцию Елена Александровна Ермакова, которая рассказала аудитории о факторах, сдерживающих генерирование инновационных решений, а именно опыт рационализаторства, уровень образования, отсутствие обратной связи и трудности расчета экономических эффектов от внедрения. При этом, автор сакцентировал внимание аудитории на процессе внедрения инноваций, который также имеет препятствия для реализации в виде отсутствия организационной поддержки, мотивации к росту эффективности и низкой предпринимательской культуры. Закрывала работу форума секция «Интеллектуальный капитал фирмы: актуальные вопросы управления стоимостью компании», на котором посредством «мозгового штурма» участники попытались выявить и обсудить наиболее актуальные вопросы в сфере интеллектуального капитала.