• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Путин: ВШЭ — достойный ответ на вызов новой исторической эпохи

30 декабря в профессорском клубе Высшей школы экономики состоялась встреча руководства и преподавателей ГУ-ВШЭ с председателем Правительства РФ Владимиром Путиным


Владимир Путин начал разговор с поздравления присутствующих с 18-м днем рождения Вышки. Вышка во всех отношениях вуз передовой, он создавался в ситуации, когда с нуля формировалось все: новая модель экономики, новое государственное управление, новая политическая традиция, новое общество. Тогда Россия нуждалась в специальных механизмах, в совершенно новом качестве идей, взглядов на перемены. «Создание Высшей школы экономики стало ответом на вызовы целой исторической эпохи, и ответ на этот вызов был достойным», – подчеркнул глава кабинета министров. Вышка первой в России перешла к международной системе подготовки бакалавров и магистров, принимала студентов по системе ЕГЭ и результатам федеральных предметных олимпиад. «Преподавание в вузе всегда было основательным, базировалось на замечательных традициях отечественной высшей школы. При этом образование отличалось четкой ориентацией на социально-экономические реалии, на лучшие мировые образцы. Не случайно именно в стенах Вышки реализуется программа двойных дипломов и перекрестного образования с известными европейскими университетами. Лучшие ваши воспитанники становятся настоящими лидерами и на государственной службе, на уровне муниципального управления, в бизнесе, начинают собственное дело». Со своей стороны государство всегда поддерживало Высшую школу экономики, помогало привлекать в ее стены талантливых преподавателей, укреплять материально-техническую базу, совершенствовать инфраструктуру.

Закономерно, продолжал глава российского правительства, что в прошлом году вуз вошел в число национальных исследовательских университетов. В. Путин пообещал помощь в реализации Программы развития университета и напомнил о том, что 23 декабря подписано постановление о создании автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики». У Вышки теперь появляются новые возможности в сфере управления, организации учебного процесса, финансово-хозяйственной деятельности. При этом больше свободы означает и больше ответственности, – за свое дело, за студентов, за те знания, которые им преподаются. «Высшая школа экономики вновь станет своего рода первопроходцем по внедрению новых форм организации образования. И я желаю вам успехов». Премьер отметил также, что университет традиционно занимается экспериментально-аналитическим обеспечение правительства, федеральных министерств и ведомств, региональных и муниципальных органов власти. «Мы предлагаем создать на базе Высшей школы экономики и Академии госслужбы независимую экспертную площадку с участием экспертов правительства и в течение 2011 года совместными усилиями подготовиться к следующему этапу осуществления программы развития экономики страны до 2020 года». «Многие вещи уже запущены, в том числе, преобразования в сфере финансов, в сфере муниципального и государственного управления в пенсионном обеспечении, в модернизации здравоохранения, но есть необходимость провести предварительный, но очень серьезный и глубокий анализ того, что сделано, того, что предстоит сделать в самом ближайшее время».

И ранее, и особенно в ходе противодействия мировому финансово-экономическому кризису российские власти в значительной степени опирались на разработки, сделанные в Вышке, на ее интеллектуальный потенциал, ее ресурсы. «И в целом мы достаточно эффективно работаем в условиях кризиса. Конечно же, у большого числа российских граждан присутствует ощущение того, что мы переживаем тяжелый этап. Но я сейчас говорю об эффективности работы в целом. И если в прошлом году у России был спад в производстве на уровне 7,8 процента, то в этом году уже отмечен его рост в размере 4 процентов. Несмотря на все сложности, связанные с кризисом, мы проводим и социальные преобразования, не разрушая тем самым – что очень важно – общественное согласие. У нас сохраняется база доверия, опираясь на которую, мы можем двигаться дальше».

Владимир Путин признал, что в адрес правительства раздаются упреки в том, что оно слишком много тратит средств. Глава правительства так не считает. Да, рост пенсий составил почти 46 процентов, но в реальном денежном выражении размер средней пенсии по-прежнему меньше восьми тысяч рублей. Улучшилась ситуация и на рынке труда. Результаты работы правительства очевидны: создано миллион двести тысяч новых рабочих мест. И это не просто новые рабочие места, их качество, по мнению премьера, уже другое. В финансовой сфере «мы не только не позволили обрушиться банкам», но помогли банкам, оказавшимся на грани краха, проводили структурные преобразования, внедряли новые принципы организации деятельности. И это, по словам В. Путина, «второе направление, по которому модернизация ведется в условиях кризиса».

Что касается реального сектора экономики, то и там идут структурные изменения, этот сектор становится более конкурентоспособным. В качестве примера развития сельского хозяйства В. Путин привел состояние рынка зерна. Россия всегда была его покупателем зерна, но за последнее время стала третьей по объемам экспорта, обогнав Австралию. Конечно, засуха нанесла серьезный удар по сельскому хозяйству, но такой аномальной жары не было давно. «В 1930-е годы на страну обрушилась большая засуха, но меньшая по масштабам. Не было до этого года, чтобы 42 градуса в тени держалось без единой капли дождя на всей европейской части страны почти три месяца». Та засуха привела к голоду по всей стране, сейчас же в России ничего подобного нет. Владимир Путин также сообщил, что правительством принято решение в начале будущего года начать продажи зерна через биржи в объеме 400-500 тысяч тонн ежемесячно, в том числе из зернового фонда.

Завершая выступление, глава кабинета министров заметил, что с удовольствием послушал бы представителей научных кругов Вышки, их мнение по различным вопросам, о том, как работает университет, чем живет. 

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов поблагодарил премьер-министра за визит, обратив внимание, что за 18 лет существования Высшей школы экономики это первый приезд председателя правительства России. «Мы с благодарностью принимаем предложение об участии специалистов Высшей школы экономики в работе экспертной площадки по разработке программы экономического развития страны до 2020 года», – сказал также Ярослав Кузьминов. 

За последние десять лет финансирование образования существенно возросло. Есть значительные успехи в этой сфере, и важно не останавливаться на этом пути. Человек с высшим образованием, по словам ректора ВШЭ, «социально и экономически дееспособен», что важно для развития страны. 

Вместе с тем, сама система образования, сложившаяся в России, не конкурентоспособна на глобальном рынке. Россия уступает не только традиционным лидерам в этой сфере, но начинает проигрывать многим азиатским странам. Примечательно, что российские ученики-четвероклассники читают лучше своих сверстников, – таковы результаты международного исследования, проведенного с участием специалистов Высшей школы экономики. Однако, по экспертным оценкам, навыки, сформированные у школьников к шестому классу, практически не меняются к девятому. Это значит, что возникает разрыв между знаниями, получаемыми в школе, и применением их на практике. Такая ситуация возникла в том числе и потому, что из школы дополнительное образование либо ушло совсем, либо, став платным, оказалось недоступным для большинства. 

Предложение Высшей школы экономики заключается в следующем. Необходимо определить слабые учебные заведения и привести туда новые коллективы молодых и талантливых педагогов. Это позволит «подтянуть» слабые школы до приемлемого уровня. Правда, по замечанию Владимира Путина, нужно внимательно отнестись к механизму реализации это «революционной идеи», ведь государство несет социальные обязательства перед всеми учителями без исключения. 

Востребованность высшего образования в России превосходит все разумные рамки: 88 процентов людей убеждены в необходимости получения высшего образования. В нашей стране не так много каналов самореализации, и один из них – доступ к высшему образованию. Это социальная лестница для подавляющего большинства. Но это создает дисбаланс между количеством необходимых рынку труда специалистов и реальными рабочими местами, требующими такой квалификации. 

К чему это приводит? Во-первых, к тому, что выпускники не работают по специальности. А во-вторых, в российские вузы поступают плохо подготовленные абитуриенты, не способные и не всегда желающие осваивать вузовские программы. Примерно 40 процентов из семи миллионов российских студентов учиться не могут. У них нет достаточных базовых компетенций для этого. Одно из возможных решений – введение так называемого прикладного бакалавриата: студент учится в университете два года, а потом у него есть возможность пойти учиться как академическому бакалавру еще 2 года, или как прикладному бакалавру взять нужные практические курсы в течение 8-12 месяцев и стать реальным специалистом, работающим руками. При этом он получает такой важный для него социальный статус. 

Кроме того, необходимо внимательно отнестись к набору в вузы. Количество бюджетных мест нужно сократить. В первую очередь, на юридические, экономические и управленческие специальности: таких горе-специалистов готовят все, кому не лень. Коснуться эти меры должны и педагогических вузов, из которых идут работать в школу 25-30 процентов не самых талантливых выпускников. Набор на инженерно-технические специальности тоже нужно сократить за счет отсева абитуриентов с низкими результатами по математике, физике и другим профильным дисциплинам. Высвободившиеся средства можно направить на тот же прикладной бакалавриат. 

Еще одной мерой для повышения качества высшего образования должна стать независимая оценка знаний выпускников. По сложившейся практике государственные экзамены принимают те же преподаватели, что и готовили выпускников, а «независимый» председатель комиссии зачастую лишь подписывает дипломы. Государственная итоговая аттестация должна проводиться преподавателями других университетов, работодателями, представителями других научных школ. Это позволит адекватно оценить работу вуза. 

Высшая школа экономики заботится и о подготовке научных кадров. Так, уже в этом году в аспирантуру «полного дня» зачислено 20 человек, которые будут получать стипендию, позволяющую не отвлекаться для заработков от научной работы. Этот опыт вполне можно распространить и на другие вузы, тем более, что многие из них испытывают трудности с набором в аспирантуру, в которой размер стипендии сегодня около полутора тысяч рублей. 

Владимир Путин, комментируя выступление ректора ГУ-ВШЭ, назвал все предложения очень интересными. «Если сделать хотя бы половину того, что прозвучало, то нам удастся существенно продвинуться вперед в области образования», – заключил премьер-министр. 

Следующим выступил первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг, который рассказал о состоянии российской сферы науки и инноваций. В уходящем году был принят ряд стратегических решений, которые, безусловно, будут определять перспективы инновационной сферы в ближайшем будущем. Это решение о поддержке научного потенциала вузов, о поддержке малого инновационного бизнеса, о технологических платформах. В то же время наши оценки показывают, что уровень инновационной активности пока остается в России низким. Доля инновационных предприятий в промышленности не превышает 10 процентов, в то время как в той же Германии эта цифра составляет 80 процентов. Что же касается деятельности в условиях кризиса, то оказалось, что в отличие от кризиса 1998 года, когда наблюдался скачок до 10 процентов как реакция на импортозамещение, на этот раз реакция компаний была иной. Некоторые начали незавершенные инновационные проекты, но сложившаяся когорта инновационных предприятий – 10 процентов – так и сохранилась. Это значит, что у компаний есть определенный стимул к инновационной деятельности. Но в целом, конечно, мотивация компаний к инновациям весьма слабая. Как показывают результаты опросов, большинство компаний ориентируются на локальные рынки, где у них нет никаких конкурентов и стимулов к обновлению. Но даже среди инноваторов на две трети преобладают технологические заимствования, которые не обеспечивают прорыва. В то же время видно, что в России есть и действует весь набор инструментов инновационной политики, который существует во всех развитых странах. «У нас есть налоговые льготы для инновационных предприятий, есть особые экономические зоны, технопарки. Но действуют они недостаточно эффективно», – сказал Леонид Гохберг. 

Например, как показывают результаты опросов, проведенных специалистами Вышки, предприятия стараются не обращаться в налоговые органы за льготами на НИОКР. Почему? А потому что практика администрирования такова, что возникают колоссальные риски для предприятий, если эти расходы не будут признаны налоговыми службами. Это говорит о том, что, видимо, следует ввести в качестве обязательной практику оценки эффективности мер политики в инновационной сфере. 

Ключевым вопросом является переход к политике стимулирования спроса на инновации. В августе уходящего года правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям приняла решение о разработке программы инновационного развития компаний с госучастием и о разработке технологических платформ. Совсем недавно заседала рабочая группа по частно-государственному партнерству, которая рассматривала 170 заявок на технологические платформы. По сути, вся активная часть науки вузов и инновационных компаний себя проявила. В экспертном сообществе появился термин «принуждение компаний к инновациям». Государство действительно начало предъявлять свои права на ту собственность, которая находится в его руках, но, к сожалению, здесь есть проблемы, связанные с тем, что сами отраслевые ведомства и региональные власти далеко не всегда ориентированы на инновации. И здесь принципиально важно ввести технологический аудит всех инвестиционных проектов с государственным участием. Как известно, они далеко не всегда базируются на конкурентоспособных в мировом отношении технологиях. 

Конкурентоспособные инновации невозможны без опоры на собственные научные исследования, причем, эти исследования не могут быть «второй свежести», а должны быть мирового уровня. Но в России компании очень мало тратят на науку (сегодня это всего четверть расходов на науку, в то время как в Германии это две трети). Поэтому государство вынуждено подменять собой бизнес. 

Если говорить сегодня о российской науке, то по масштабам она сравнима со всеми странами. «Мы сегодня занимаем четвертое место в мире по числу занятых в науке и восьмое – по затратам на науку, обойдя, например, Канаду. Это, безусловно, очень крупная по своим масштабам система. За последние десять лет у нас были самые высокие в мире темпы роста бюджетных расходов на науку. Кстати говоря, Россия одна из немногих стран, где такой тренд не рвался, несмотря на кризис. Но при этом в течение ряда лет идет снижение результативности научной деятельности в сравнении с мировым уровнем. По научным публикациям в мировых журналах, патентам и так далее картина аналогичная. 

Одна из ключевых проблем, которая до сих пор не преодолена, – это устаревшая модель организации науки в России, которая преимущественно ориентирована на государственные НИИ и КБ. В России почти три четверти научных организаций находятся в собственности государства, что невозможно сравнить ни с каким другим сектором экономики, ни с какой другой развитой страной. Причем важно то, что сохраняется обособление науки от образования и от реального сектора экономики. В свое время была проведена инвентаризация научно-технического комплекса, обследовано более четырех тысяч научных организаций. Оказалось, что треть занятных там сотрудников не имеют высшего образования, четверть организаций сдают помещения в аренду. «То есть институты превратились просто в хозяйственные комплексы, занимающиеся чем угодно, кроме науки. Поэтому здесь принципиально важно достроить систему оценки деятельности научных организаций, которая была инициирована Минобрнауки несколько лет тому назад, достроить в направлении внешне независимой оценки», – сказал Л. Гохберг. На этой основе будет возможно выявление безнадежных организаций и их санация, поскольку едва ли целесообразно за счет федерального бюджета содержать научные организации, где доля НИОКР составляет 5-10 процентов. 

Очень важна уже начатая линия на поддержку центров превосходства – это и национальные исследовательские центры, и научно-исследовательские университеты. Что касается отраслевой науки, то, по мнению Л. Гохберга, «принципиально важно ввести сплошной технологический аудит. Ибо на сегодня те технологии, которые оттуда выходят, – это технологии вчерашнего дня, что показал проект разработки долгосрочного прогноза научно-технологического развития до 2030 года».

В. Путин, подводя итоги встречи, сказал, что некоторые из прозвучавших предложений и соображений необходимо внимательно изучить и проанализировать. Он выступил с предложением, чтобы эти соображения были внесены в повестку дня первого постановочного заседания экспертной площадки по выработке программы развития экономики до 2020 года. Премьер-министр выразил желание принять участие в дискуссиях по этим проблемам.