• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Александра Архангельского

Во вторник, 30 ноября телеведущий Александр Николаевич Архангельский прочел лекцию в рамках проекта «Пермский открытый университет» для студентов НИУ-ВШЭ – Пермь и всех желающих.

Основная идея проекта «Пермский открытый университет», по замыслу региональных властей, состоит в развитии культуры открытых лекций, творческих встреч, круглых столов и дискуссий по актуальным проблемам, находящимся в центре процессов развития общества. Проект ориентирован на объединение лучших интеллектуальных сил России и ставит своей целью эффективное использование гуманитарных ресурсов для решения задач пространственного, социального и культурного развития Пермского края.

Александр Архангельский, известный российский публицист, телеведущий канала «Культура», писатель и литературовед, профессор кафедры информационной политики и информационных исследований ГУ-ВШЭ, беседовал со студентами на тему «Цифровая эпоха и информационная повестка дня».

Присутствовавшие на лекции студенты факультета бизнес-информатики, экономики и менеджмента, преподаватели кафедр университета получили уникальную возможность познакомиться с экспертной оценкой происходящего в мире телевещания и цифровых разработок.

Телевидение, по словам Александра Николаевича, разъединяет людей: телевизор – это союзник одинокого человека. В свою очередь Интернет, социальные сети объединяют людей в сообщества. Это могут быть и небольшие группы, но они созданы по интересам, что важно для моральной поддержки индивидуума в социуме. Ведь глобализация не означает, что мир един определенной идеей и все должны разделять ее. Человек должен общаться с теми, кто ему интересен, и у него не должно быть препятствий для получения той информации, которая необходима, полезна ему и которую он не использует в коммерческих интересах. Поэтому лицензирование сайтов, созданных для дружеского обмена файлами, общения по увлечениям, автор считает ограничением гражданских свобод.

Лекция вызвала огромный интерес у всех слушателей, многие студенты активно задавали вопросы профессору и даже по окончании встречи обсуждали поднятые на ней темы.

Мнение преподавателей «Вышки»

Читать разовую лекцию по любой теме – это непростое дело: нет времени развить нюансы обсуждаемого предмета, необходимо сразу переходить к сути, что может выглядеть сжато и сухо. Однако профессор Архангельский показал настоящий класс ораторского искусства и мастерски захватил внимание аудитории с первой минуты.

Александр Николаевич последовательно и очень логично показал, как средства масс-медиа с момента их возникновения в виде газет и радио до современных частных каналов ТВ объединяли и формировали общественное мнение. Это дало возможность управлять и даже манипулировать сознанием многого числа людей, достигая тем самым невозможных ранее целей. Появились и технологии получения огромных прибылей при помощи новых медийных средств.

Данные способы информационной обработки сознаний казались незыблемыми и очень перспективными до тех пор, пока не появился Интернет. Сеть нарушила все ноу-хау создания новостей, раскрыла кухню их выпуска, сеть стала мощным средством проверки: «А так ли есть на самом деле, как говорят?». Это позволило общественности выйти из-под гнета магнатов масс-медиа, отменило их монополию на чистую правду. Но, как у всякого плюса, у данного события нашелся и свой минус – появилось виртуальное (суррогатное) общение: каждый сам по себе, а между всеми – Интернет. Плохо это? Наверное, да. Мы перестали общаться друг с другом по-человечески – на нормальном языке и в реальной обстановке. Утратили значимость реальные переживания. Самое главное – мы резко разделились на тех, кто в сети, и тех, кто не понимает, что есть сеть. Таким образом, нам стало труднее найти общий язык, что очень важно в моменты принятия ответственных решений, например, при выборе правительства своей страны.

В связи с этим возникает вопрос: как нам опять объединиться? Нам не следует быть одинаковыми. Нам надо быть такими, чтобы мы могли понять друг друга и договориться. Как устранить образовавшийся разрыв, гигантскую пропасть между московским хакером и парнем из Усть-Никеевки? Это задача современной молодежи, в том числе студентов Пермской «Вышки».