Завершился второй этап деятельности Университетско-школьного кластера
Олимпиада школьных учителей, которая состоялась 23 ноября в Высшей школе экономики, является итоговым мероприятием Унивеситетско-школьного кластера – уникального инновационного образовательного проекта Высшей школой экономики в Перми и Министерства образования Пермского края, аналогов которого нет в России.
Идея кластера принадлежит Льву Львовичу Любимову, заместителю научного руководителя Высшей школы экономики.
Суть проекта – создание образовательного пространства, объединяющего усилия общеобразовательных учреждений Пермского края и Высшей школы экономики в Перми.
Основная задача кластера - эффективное повышение уровня профессиональной компетенции учителей, и, как следствие, рост качества образования учащихся, повышение эффективности сдачи ЕГЭ.
Главная форма действия кластера – создание в университете постоянно действующих предметных виртуальных кафедр под руководством ведущих преподавателей ГУ-ВШЭ – Пермь для непрерывной работы со школьными педагогами.
Первый этап Университетско-школьного кластера стартовал в октябре 2009 года. На конкурсной основе в его состав вошли 22 образовательных учреждения Пермского края.
Под руководством профессорско-преподавательского состава трех университетов – Высшей школы экономики в Перми, классического и педагогического – на пяти предметных кафедрах – математики, русского, английского, обществознания и начальных классов – прошли обучение 212 учителей. При этом для каждого учителя были разработаны и составлены индивидуальные планы и назначен отдельный преподаватель, или тьютор.
По результатам итогового тестирования в декабре 2009 года средний прирост знаний учителя по каждой кафедре составил 16,8%.
Данное мероприятие вызвало большой интерес среди школьных преподавателей.
Второй этап Университетско-школьного кластера начал свою работу в июне 2010 года.
В него на конкурсной основе вошли 55 образовательных учреждений Пермского края (в 2,5 раза больше, чем на первом этапе), при этом количество участников выросло почти втрое и составило 601 человек, из них:
400 учителей – члены пяти предметных кафедр,
101 педагог – участники сетевых образовательных проектов,
91 старшеклассник – участники Школы общественного лидера.
Основные виды деятельности Университетско-школьного кластера:
- тестирование уровня предметной компетенции учителей;
- проведение содержательно-практических семинаров;
- подготовка учителей к участию в Конкурсе цифровых образовательных ресурсов;
- создание виртуальных кафедр на специально разработанном сайте Кластера;
- разработка и реализация сетевых образовательных проектов;
- проведение очных и виртуальных занятий Школы общественного лидера для старшеклассников;
- организация Олимпиады «ПРОФИ» для учителей математики, экономики, информатики, русского и английского языков, обществознанию.
Всего в заключительном мероприятии второго этапа Университетско-школьного кластера – олимпиаде «ПРОФИ» – приняли участия 432 школьных учителя, при этом только 350 из них были участниками деятельности кластера. Победителям и призерам Олимпиады вручены денежные призы.
Ольга Маткина, преподаватель обществознания:
Я преподаю более 30 лет. И все это время я не перестаю учиться. Вариант обучения, предложенный Высшей школой экономики, стал для меня новым. Во-первых, процесс сетевого взаимодействия, организованный на сайте кластера, возможность общения не только с преподавателями, но и своими коллегами. Во-вторых, широкая нормативная база, предложенная университетом. Постоянные тестирования в ходе обучения позволили оценить свой багаж знаний и определить свое место среди коллег.
Светлана Дылдина, преподаватель русского языка:
Знания, полученные во время работы Кластера, помогут мне более качественно готовить выпускников к сдаче ЕГЭ.
Невозможно знать абсолютно все, поэтому мне очень интересно продолжить обучение. И если будет объявлено о начале третьего этапа работы Кластера, мы с коллегами обязательно примем в нем участие.
Деятельность Университетско-школьного кластера вызвала огромный интерес как среди школьных педагогов, так и среди преподавателей вузов.
Для учителей – это наличие постоянно действующего предметного сообщества, возможность самосовершенствования, определение своего места в профессиональном рейтинге.
Для вузов и руководителей системы образования любого уровня – это владение информацией об уровне профессиональной компетенции учителей, от которого напрямую зависит качество обучения школьников.
Поэтому следует приложить все усилия для того, чтобы сделать Университетско-школьный кластер постоянно-действующим проектом, который позволит повысить качество общего образования и, как следствие, результаты сдачи ЕГЭ каждым школьником.