• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Научный семинар «Развитие города: маркетинговое, социологическое и управленческое измерение»

Научный семинар «Развитие города: маркетинговое, социологическое и управленческое измерение»

10 – 11 ноября в НИУ-ВШЭ - Пермь состоялся междисциплинарный научный семинар «Развитие города: маркетинговое, социологическое и управленческое измерение», организованный членами различных групп высокого кадрового потенциала из Перми, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Выбор данной темы для междисциплинарного семинара был обусловлен потребностью в экспертном знании о различных аспектах городской политики в связи с происходящим обновлением социокультурного пространства в Перми. Данный процесс сопровождается активной дискуссией как на уровне специалистов в области городского развития, так и среди широкой общественности. На этом фоне возрастает необходимость расширения горизонтов видения возможностей и границ развития Перми как города с особым социокультурным статусом. Тема городского развития сегодня актуальна не только для Перми, но и для других городов России, поэтому семинар вызвал интерес у коллег из Санкт-Петербурга (М. В. Матецкая, М. И. Кулёва, А. Г. Санина), которые приняли участие как оппоненты и представили свой доклад.

Программа семинара состояла из двух секций «Маркетинг и развитие города» (2 доклада и выступление оппонента) и «Город и его жители» (6 докладов и 2 выступления оппонентов), что обеспечило целостность программы и преемственность изучаемой проблематики. Первый день собрал участников и гостей семинара, заинтересованных в обсуждении вопросов городского маркетинга и брендинга. Яркие выступления спикеров вызвали живую дискуссию среди участников, затронувшую проблемы управления городом, качество коммуникации властей и населения.

Доклад И. Н. Шафранской (НИУ-ВШЭ, Пермь) подвел теоретическую базу и задал направление первому дню работы семинара. После этого доклада обсуждались вопросы оснований для брендинга городов, применимость уже использовавшихся другими городами оснований и перспективы найти собственное уникальное основание для брендинга Перми. Значительный интерес вызвал доклад Д. В. Визгалова (НИУ-ВШЭ, Москва) на тему «Чего больше в новой маркетинговой политике Перми – плюсов или минусов?». Докладчик раскрыл своё видение консультанта и внешнего наблюдателя той неоднозначной ситуации, которая на сегодняшний день имеет место в Перми. Выступление оппонента Д. В. Визгалова О. Ю. Андреевой (НИУ-ВШЭ – Пермь, ПГТУ), которая представляла иной взгляд на ту же тему, отразило точку зрения эксперта, который одновременно является и жителем территории, то есть целевой аудиторией происходящих преобразований. Следует отметить, что содержательно секция получилась целостной, то есть как доклады, так и комментарии участников дополняли друг друга. При этом участники дискуссии, представляющие разные дисциплины и города, обнаружили возможность общего видения темы городского развития как объекта исследований и управления.

Продолжившая первый день работы семинара вторая секция «Город и его жители» началась с докладов о субкультурах и их влиянии на городскую среду и горожан, к которым апеллировали докладчики и гости и во время первой секции. О. В. Лысенко (Пермский педагогический университет) в своем докладе показал, как мировоззрение горожан трансформируется под влиянием такой субкультуры как MLM (или сетевой маркетинг), в которую включено значительное количество жителей современных российских городов, и обрисовал позитивные и негативные последствия распространения этой субкультуры. Несколько под иным углом зрения проблема субкультур возникла в докладе Р. Н. Абрамова (НИУ-ВШЭ, Москва), который объединил антропологический подход М. Фуко и его понятие «governmentalily» с социологией пространства, представив очень заинтересовавший участников доклад о том, как трансформация ландшафта дворцово-паркового комплекса «Царицыно» изменила его посетителей, и какие проблемы возникли в связи с этим, как у администрации парка, так и у его старожилов.

В первый день в рамках семинара были проведены два дополнительных мероприятия: открытые лекции Р.Н. Абрамов «Профессионализация менеджеров в России: история, теория, кейсы» и Д. В. Визгалов «Города мира в 2030 году: 7 факторов конкурентоспособности». Лекция Р. Н. Абрамова была посвящена менеджерам как социально-профессиональным группе, роли менеджеров в жизни деловых организаций и особой профессиональной идеологии данной группы – менеджериализму. Лектор рассмотрел генеалогию менеджеров как социально-профессиональной группы и показал её связь с некоторыми масштабными тенденциями изменений современного общества. Лекция содержала результаты многолетнего исследования по теме профессионализации менеджеров в России. Значительное внимание в лекции было уделено социологическому взгляду на феномен менеджериализма, а также теоретической перспективе managament studies.

Лекция Д. В. Визгалова была посвящена тем вызовам, с которыми сталкиваются современные города: удобное географическое положение или обилие полезных ископаемых уже не гарантируют территории экономический успех; товар, капитал и рабочая сила становятся все мобильнее, на их пути все меньше барьеров; инвесторы и высококвалифицированные специалисты стремятся только в успешные города. На лекции был рассмотрен мировой и российской опыт существования городов в конкурентной среде, формирование конкурентоспособных стратегий развития городов с использованием маркетинговых технологий, а также проблемы, которые возникают на пути внедрения новых механизмов развития города.

Второй день работы секции «Город и его жители» сформировался вокруг результатов исследований городских субкультур и досуга горожан, проведенных участниками семинара. В её работе приняли участие представители комитета по культуре г. Перми и Пермского театра оперы и балета. Таким образом, второй день семинара, в основном, продолжал тему культуры в узком смысле этого слова и субкультур как важной части городской жизни. Участие коллег из Санкт-Петербургского филиала позволило сравнить некоторые процессы, происходящие в наших городах, на этом сравнении было построено выступление М. В. Матецкой (НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербург) в качестве оппонента докладу Ю. О. Папушиной (НИУ-ВШЭ, Пермь), а также обсудить возможные теоретические основания изучения города как коммуникативного пространства, что было основной темой выступления А. Г. Саниной (НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербург) в качестве оппонента докладу О. С. Чернявской (НИУ-ВШЭ, Нижний Новгород). Тема музеев в современном городе была представлена двумя докладами: М. В. Матецкой и М. И. Кулёвой «Культура реальная и виртуальная – к проблеме информационного аспекта развития организаций культуры» и дебютной работой студенток 3 курса факультета менеджмента Д. Малюгиной и Я. Макаровой «Посетители Музея современного искусства «PERMM»: результаты эмпирического исследования».

Междисциплинарный характер семинара поддержал доклад С. А. Объедкова ««О некоторых дискретных математических методах в анализе социологических данных (на материале опроса жителей Перми «Потребление культурных продуктов в городской среде (на примере музейной аудитории)», в котором были показаны возможности анализа формальных понятий для работы с данными социологических исследований. Дополнительное мероприятие второго дня – мастер-класс С. А. Объедкова, на котором участникам были продемонстрированы методы представления знаний и анализа данных, основанные на решетках формальных понятий. Слушатели приобрели базовые навыки работы в программной системе Concept Explorer: ввод данных, построение диаграмм решеток понятий, обнаружение импликаций и ассоциативных правил в данных.

По результатам работы семинара были сформулированы направлений дальнейших исследований различных аспектов городского развития и перечень академических мероприятий для поддержки этой деятельности. Заинтересованные студенты и преподаватели познакомились с новыми для себя предметными областями. Сейчас организаторы заняты формированием и подготовкой к публикации сборника по результатам семинара.