• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет по семинару Лаборатории инвестиционного анализа ГУ-ВШЭ–Пермь

2 ноября в рамках очередного заседания научно-учебной лаборатории инвестиционного анализа ГУ-ВШЭ–Пермь был проведён научный семинар на тему «Исследование качества инженерного образования в пермских вузах с помощью нелинейного метода главных компонент» (докладчик — младший научный сотрудник Григорий Теплых).

Основой выступления послужили материалы доклада, представленного Г. Теплых и М. Исакиным на Международной научной конференции «Применение многомерных статистических методов в экономике и оценке качества» в Высшей школе экономики (г. Москва).


В представленном докладе был подробно описан метод нелинейных главных компонент (NLPCA) в терминологии систем Гифи, достаточно редко применяющийся в экономических работах. Данный метод, относящийся к статистическому инструментарию снижению размерности пространства данных, позволяет включать в анализ переменные различного типа, акцентируя внимание на категориальных переменных.

В качестве статистической базы исследования были использованы результаты анкетирования студентов инженерных специальностей пермских вузов в 2009 году, проведенного в рамках обширного исследования качества инженерного образования в странах БРИК по инициативе университета Стэнфорда в партнерстве с экспертами ГУ-ВШЭ (г.Москва). В презентации Г.Теплых отразил результаты первичного анализа связи интегральных оценок качества образования с характеристиками студентов, которые часто фигурируют в анализе высшего образования. Также были рассмотрены такие срезы, как факультет, уровень получаемого образования (бакалавр, специалист, магистр), показатели при поступлении и некоторые другие.

По результатам был получен следующий вывод – студенты специальностей с общетеоретическим характером обучения гораздо выше оценивают свой факультет и улучшение своих знаний, навыков и умений за период обучения, чем студенты специальностей с прикладным техническим уклоном. Кроме того, пол и уровень заработной платы студентов слабо связаны с их отношением к качеству образования, более тесная связь наблюдается с семейными условиями жизни (уровень дохода в семье, образование родителей) и уровнем получаемого образования.

После презентации слушателями были заданы ряд интересных вопросов, касающихся целеполагания, прикладных аспектов использования полученных результатов. В ходе ответа на них, развернулась научная дискуссия, относительно слабых сторон примененного метода и возможностей дальнейшего развития исследования.