Галина Володина: В современном мире культура решает все!
Директор филиала Государственного университета Высшая школа экономики в Перми рассказала «Новому компаньону» о ценностях и технологиях, которые позволяют этому вузу занимать лидирующие позиции среди российских университетов.
— Галина Емельянова, отличительной чертой системы высшего образования в России многие эксперты называют отсутствие идеологической основы — не определено, какие ценности университеты должны прививать студентам. У вас есть ответ на этот вопрос?
— Разумеется! Вы начали разговор с ключевых вещей — ценностей и культуры. Доминирующий набор ценностей определяет культурную среду. Та, в свою очередь, предопределяет успехи или неуспехи в экономике, задает динамику развития региона и страны в целом. Именно поэтому в «Вышке» такое большое внимание уделяется ценностным установкам, мировоззрению, человеческим качествам как у профессорско-преподавательского состава, так и у студенческого корпуса.
Корпоративные ценности — это то, что позволило «Вышке» вырваться вперед в сфере высшего профессионального образования, начав работать фактически с нуля в начале 1990-х годов. Это относится и к пермскому кампусу ГУ-ВШЭ, который возник несколькими годами позже.
Наши ценности — это профессиональный этос, открытость обществу, прозрачность образовательной и научной деятельности, честность по отношению к сотрудникам, студентам и партнерам, а также конкурентам. В «Вышке» создается комплекс условий для формирования у студентов порядочности, честности, успешности, открытости инновациям, позитивного отношения к миру, жизнестойкости, прагматизма и патриотизма. Это необходимый вклад ГУ-ВШЭ в развитие своих студентов, которые вливаются в экономику Пермского края. Для нас очень важно, чтобы студенты развивались благодаря нашим усилиям, а не вопреки им. Это основа для обретения студентами лояльности к своему родному вузу, желанию вкладываться в него и после получения диплома об его окончании.
«Вышка» вкладывается не только в студентов (в конце концов, это — наша прямая обязанность). «Вышка» вкладывается в образовательные учреждения Пермского края, в учительский корпус, а посредством него — в школьников. Это, прежде всего, интеллектуально-экспертный вклад в рамках школьно-университетского кластера — ноу-хау пермского кампуса ГУ-ВШЭ. Идея его заключается в том, чтобы, создав виртуальные кафедры по ряду предметных направлений, осуществлять систематическую содержательную и методическую поддержку учителей, повышать их экспертный уровень как предметников. Это, в сущности, инновационное повышение квалификации педагогов, которое осуществляется в онлайн-режиме. Профессиональный педагог — это залог подготовки хороших учеников, которые становятся нашими абитуриентами.
Однако не следует думать, что мы преследуем только прагматичные цели. В школьно-университетском кластере идет работа с учителями, которые не занимаются подготовкой к ЕГЭ по профильным нашему вузу учебным дисциплинам, и отнюдь не все из них входят в университетский округ филиала ГУ-ВШЭ в Перми. Тем не менее мы работаем и с ними, например, с учителями младших классов. Это наш долг. Мы так чувствуем. И будем делать эту работу.
Отрадно, что наши начинания поддерживаются Министерством образования Пермского края и его руководителями. Это важнейший фактор успеха всех инновационных проектов в сфере образования, часть из которых, кстати, касается высшего профессионального образования.
С 2009 года ГУ-ВШЭ получил статус национального исследовательского университета. Это означает признание инновационных потенциалов вуза со стороны государства, а также накладывает определенные обязательства, связанные с сопровождением процесса модернизации в стране и в регионе в частности. Одним из приоритетных направлений в деятельности филиала ГУ-ВШЭ в Перми является переформатирование тех отраслей знания, которые по тем или иным причинам сдвинуты на периферию инноватики, но жизненно необходимы меняющемуся обществу и реформируемому государству, инновационной экономике в целом.
Динамичное развитие современной экономики в РФ невозможно без модернизации культурно-цивилизационного кода и соответствующих ему культурных трендов посредством основательных инвестиций в социально-гуманитарную сферу. Опыт реформирования российской экономики показал, что слепой перенос иностранных экономических институтов неэффективен, поскольку их работу блокирует фактор отечественной культуры — культуры локалистского типа; отсюда коррупция, бюрократизм, вульгарный технократизм и теневой бизнес.
Основными научными дисциплинами, препятствующими социальной коррозии и содействующими прогрессивной корректировке культурно-цивилизационного кода, являются история и политология. Естественно, если рассматривать эти науки в компетентностном ключе, а не в жестких тисках академической парадигмы. Их успешное продвижение соответствует потребностям инновационного развития экономики как в национальном, так и региональном масштабе. В экономике необходимо включить человеческий фактор. В современном мире культура решает все!
Именно поэтому в 2011-2012 учебном году филиал ГУ-ВШЭ в Перми распахнет свои двери для первого набора студентов бакалавриата по направлениям «История» и «Политология». Это серьезный образовательный проект, в который вкладываются лучшие умы ГУ-ВШЭ (Москва) и который находится под личным контролем ректора Ярослава Кузьминова.
Образовательные программы новых направлений выстроены в инновационном ключе, здесь много английского языка, много математики, много экономики. Сами программы приближены к стандартам ведущих зарубежных вузов. Политологи, к примеру, будут находиться в плотном взаимодействии с университетом Эссекса (Великобритания), который славен своими политическими исследованиями, своей научной школой.
Открытие этих направлений закладывает основы нового факультета в стенах филиала ГУ-ВШЭ в Перми — социально-гуманитарного. Это посильный вклад ГУ-ВШЭ в изменение культурной среды в регионе и стране. Мы работали, работаем и будем работать с ценностями и культурой.
— Российские университеты в последнее время очень часто называют фабриками по «выпеканию» дипломов. Что, по вашему мнению, может подтолкнуть вузы к переходу от массовой продажи дипломов к подготовке профессионалов?
— Только одно — конкуренция между вузами. И жесткий контроль со стороны государства и общественности. Государство уже начало создавать комплекс условий для сегментирования вузов по группам успеха с соответствующим финансированием оных. Очень многое зависит и от региональных властей.
Пермскому краю повезло, что его губернатор Олег Чиркунов озабочен судьбами высшего профессионального образования в регионе, сам вкладывается в высшую школу. Но все же пока приходится признать, что значительная часть вузов края выпускает не профессионалов, а «полуфабрикатов» с дипломами.
— «Вышка» в Москве привлекательна не в последнюю очередь своим преподавательским составом. Как осуществляется рекрутинг в пермском кампусе? Как часто здесь читают лекции московские и зарубежные «звезды»?
— В московской «Вышке», действительно, много «звездных» профессоров, на лекции к которым приходят вольнослушатели и которых с удовольствием приглашают за рубеж. Должна сказать, что московская профессура — частый гость в пермском кампусе. Это же относится и к регулярному посещению нас зарубежными коллегами. Достаточно обратиться к новостной колонке сайта вуза, чтобы убедиться в этом.
Вместе с тем должна отметить, что для эффективной работы вуза важны вовсе не «звезды», а отлаженная система функционирования университета, которая этих самых «звезд» порождает.
Что касается рекрутинга преподавателей, то он у нас основывается на совпадении ценностных ориентаций. Если человек не разделяет миссии нашего вуза, то он у нас долго не задерживается. В пермскую «Вышку» трудно попасть, но еще сложней здесь работать.