• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимой преподаватели учат, а летом учатся сами

В конце августа, практически перед самым учебным годом, преподаватели кафедры общего менеджмента ГУ-ВШЭ – Пермь приняли участие в Международной летней школе «Поведенческая экономика и экономическая психология», которая проходила в Москве с 21 августа по 3 сентября.

Московская летняя школа – совместное мероприятие ГУ-ВШЭ и Международной конфедерации по развитию поведенческой экономики и экономической психологии (ICABEEP), это мероприятие мирового масштаба, непосредственным организатором которого выступила Лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ГУ-ВШЭ. Участниками школы были студенты PhD-программ и молодые исследователи из Армении, Болгарии, Бразилии, Германии, Дании, Китая, Литвы, Норвегии, Польши, России, Румынии, США, Франции, Хорватии и Южной Африки. Не менее интернационален и глобален и преподавательский состав: Стефан Ли (Университет Эксетера, Великобритания), Даниель Хозер (Университета Джорджа Мейсона, Вашингтон), Тадеуш Тышка (Университета Козьминского, Польша) и Бенедикт Херрманн (Университета Ноттингема , Великобритания).

Учеба в школе концентрировалась вокруг выполнения участниками своих проектов в области поведенческой экономики. Из 10 непосредственно учебных дней 7 были отведены на самостоятельную групповую работу участников. В последний день работы школы участники представили проекты на самые разнообразные темы: доверие к эффективности государства и налоговые выплаты, разные аспекты потребительского выбора (представление информации, соблазн и принятие потребительских решений), иррациональные аспекты экономического поведения (эффект присоединения к большинству), вопросы принятия решений в сфере сбережений, долгов и рисков, оценка привлекательности «естественной» и «искусственной» внешности, информация, убеждения и актуальное поведение при принятии экономических решений.

Наши коллеги и участники из других стран поделились своими впечатлениями:

Юлия Олеговна Папушина, к.соц.н, доцент кафедры общего менеджмента:

«Тон этой работе и необходимое участникам вдохновение обеспечил первый день работы школы, на котором преподаватели представили свои исследования. Впервые столкнувшись с этой предметной областью, я была поражена тем, какие разнообразные темы она охватывает:

  • психология поведения индивидов в условиях текущего кризиса,
  • кооперация и принуждение кооперации,
  • роль моральных чувств в принятии экономических решений,
  • соблазн и принятие экономических решений.

Выбранный организаторами формат работы школы оказался оптимален для глубокого погружения в предмет, осознания специфики экспериментальных методов, применяемых в поведенческой экономике и экономической психологии, и получения собственного опыта проведения лабораторного эксперимента.

Как социолог и исследователь в области маркетинга я не сталкивалась раньше с лабораторными экспериментами, и, честно говоря, думала, что сидя в специальных кабинках и скрупулезно выполняя задания экспериментатора (довольно абстрактные, на мой взгляд), люди (тем более такие подкованные, как магистры МИЭФа) вряд ли будут проявлять какое-то нерациональное поведение. К счастью, я оказалась не права: закономерности экономической психологии «работают» даже в такой ситуации.

Теории, исследования и идеи, изложенные преподавателями, участниками конференции и коллегами помогли мне иначе взглянуть на содержание собственного курса «Поведение потребителей», стимулировали задуматься о возможностях и трудностях междисциплинарных исследований и межкультурной коммуникации, а также обратить внимание на экспериментальные методы изучения поведения потребителей.»

Мария Владимировна Штин, преподаватель кафедры общего менеджмента:

«Кроме несомненной научно-академической пользы, летняя школа предоставила захватывающую возможность для общения с уникальной группой людей — представителей разных стран и наук, имеющих различный опыт, знания, взгляды и навыки работы, объединенных общим исследовательским интересом. Сложно представить, где бы еще я смогла поговорить на самые разные темы, начиная от устройства политических систем, природы власти и будущего России, заканчивая вопросами воспитания детей, диет и культурологических различий в восприятии женской красоты с такими выдающимися и совершенно разными людьми. За эти две недели я приобрела новых коллег и друзей, новые цели и планы и получила огромное удовольствие от общения, как профессионального, так и неформального, с замечательными людьми — организаторами, преподавателями и участниками школы».

Вивьен Форта, Франция, Университет Ренна I:

«Занятия и преподаватели были действительно хороши, но начало школы оказалось слишком насыщенным. Может быть, вместо восьмичасовых занятий, расчитанных на два дня, нам следует провести четырехчасовые занятия в течение 4-х дней. Большее количество занятий, безусловно, тоже было бы замечательно. Командная работа была хорошей идеей, хотя её нельзя оценить однозначно: если бы участники могли сами объединяться в группы, это сделало бы работу легче, хотя работать с человеком из другого поля, использующим другой метод обучения, думающим иначе, тоже интересно. Очень хорошая организация (расписание, посещение достопримечательностей, общественные мероприятия)».

Родика Йаноле, Румыния, Университе Николая Титулески:

«Наиболее ценной, по-моему, была возможность встретиться с ведущими исследователями в области поведенческой экономики и экономической психологии, которую дала мне школа ICABEEP, и их готовность к открытым дискуссиям и обмену опытом. Кроме того, я обнаружила разнообразный и богатый спектр опыта участников школы, охватывающий интеллектуальную и культурную перспективы».

Впечатлениям о летней школе поделились не только ее участники, но и организаторы – вот здесь http://www.hse.ru/news/recent/23159777.html размещено интервью содиректора школы, заведующего Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ГУ-ВШЭ Алексея Белянина.

Летная школа – это новые возможности, прежде всего, способствующие повышению академической мобильности, формированию международных исследовательских команд, приобщению к наиболее актуальным экономическим знаниям. И хорошо, что такая возможность в Вышке есть!