Обзорный семинар по экономике и финансовым рынкам
14 мая Дмитрий Тимофеев провел очередной обзорный семинар по состоянию экономики и финансовых рынков России и мира на настоящий день. Основная проблема мировых рынков связана с возможным распадом европейского монетарного союза.
История проблем в интерпретации выступающего выглядит следующим образом. В ходе «бума» недвижимости в «гламурные» зоны, такие как Испания или Греция, притекал капитал. Он вызвал неоправданный «бум» в экономике: цены и зарплаты в данных зонах возросли.
Платежный баланс в упрощенном виде выглядит так: «экспорт» — «импорт» + «приток капитала» = 0.
Имея приток капитала, Греция и Испания могли экспортировать товары из всего мира, мало что предлагая взамен. После кризиса приток капитала исчез, а страны оказались неконкурентоспособны с их высокими уровнями зарплат. Все было бы без проблем, если б страны имели собственную валюту, которая бы девальвировалась, приведя внешний сектор в состояние эквилибриума. Но это невозможно в зоне евро – единой валюте на всех. Бюджеты стран во время «бума» получали большие (но, как оказалось, временные) доходы. Естественно, при увеличении доходов росли и расходы, направлявшиеся на учителей, пенсии и прочий «европейский социализм».
После кризиса ничего не оставалось, как увеличить дефицит, чтобы поддерживать привычный уровень расходов. Во временных больших дефицитах бюджета ничего страшного нет, но проблема в том, что в случае Греции или Испании они носили структурный характер. Даже восстановление экономики до разумного уровня (не предполагающего новых «пузырей») не позволяло закрыть разрыв. И тут финансовые рынки стали спрашивать: доколе это может продолжаться и не закончится ли все дефолтом? Процентные ставки возросли, что усугубило проблему дефицита Греции из-за растущих процентных расходов. Одно дело занимать под 2%, другое – под 18%. Проценты увеличились в 9 раз – так изменилась доходность 2-летних облигаций Греции с осени 2009 г. по апрель 2010 г.
Ситуация с единой валютой сравнима с тем, что было во время «золотого стандарта». Тогда валюты были привязаны к металлу, фиксация курса не позволяла выровнять уровни зарплат в соответствии с внешней конкурентной средой. Интересный факт: во время Великой Депрессии, когда страна проводила девальвацию к золоту, ее экономика начинала расти.
Пока эти отстающие страны ЕС имеют единую валюту, единственный выход, чтобы приспособиться к новым условиям, – сокращать зарплаты и траты. Можно представить гипотетическую ситуацию, когда в одну ночь в Греции все зарплаты снижаются на 30% – экономика становится вновь конкурентоспособной для внешних рынков и после небольшой паузы (известной у макроэкономистов как J-кривая: экспорт резко растет после девальвации и похож на графике на букву J) страна, вероятно, начала бы бурно расти. Но такое волшебство вряд ли возможно.
Итак, у Греции и других отстающих стран ЕС есть два выхода. Первый выход – ужиматься, сокращать зарплаты, расходы бюджета, пока уровни цен и зарплат не приспособятся к мировому рынку. Ужимать расходы, резать программы «европейского социализма» трудно: с политической точки зрения это самоубийственно. Люди всегда воспринимают снижение заработных плат как несправедливость (даже если это объективное снижение, если цены вокруг упали из-за дефляции и в реальном выражении люди ничего не теряют, т.е. при «денежной иллюзии»). Второй – покинуть зону евро, ввести свою валюту, объявить дефолт и реструктуризировать долги. Оба выхода достаточно сложные. Д. Тимофеев не знает, что будет дальше. Возможно, при помощи стран ЕС и €750 млрд стабилизационного фонда будет реализован первый сценарий и после периода экономических мучений проблемы улягутся.
Можно пытаться представить себе негативные сценарии и их последствия для финансовых рынков и цен на российские акции. Самый неприятный сценарий – это развал, подобный событиям после краха Lehman Brothers, AIG и других компаний в 2008 г. Новые «плохие» долги в связи с дефолтами европейских стран вызовут волну недоверия банков друг к другу. Вероятность данных событий невелика: политики неплохо уяснили уроки осени 2008 г. и не должны вновь повторить такую глупость. Правда, как показывает практика, подобные ожидания не всегда оправданы. Греция имеет вес чуть больше 2% в ВВП Евросоюза. Гипотетический выход для этой страны (одной из монетарного союза) необязательно приведет к катастрофе евро. Вероятно, не будет проблемой выход и других «отстающих» стран, в том числе Португалии и Испании. Однако нам трудно заявлять, что проблемы Европы ничего не значат. Можно вспомнить историю про «тихую гавань» 2007 г., которая тогда имела определенный резон и логику. Как оказалось, экономики мира, финансовые рынки крайне тесно связаны и проблемы недвижимости США были ограничены только одним рынком. Кто знает, как и где могут отозваться проблемы Европы?