«Если мы не скажем, кого и как учить сегодня, завтра будем брать на работу "кого придется"»
17 марта в главном корпусе «Вышки» собрались четыре группы стейкхолдеров университета: предприятия-партнеры (работодатели), администрация филиала, студенты различных курсов и выпускники – всего около 50 чел. Цель встречи – обсудить возможные траектории взаимодействия университета и бизнеса на рынке труда новой экономики.
В приветственной речи директор ГУ-ВШЭ – Пермь Галина Володина высказала заинтересованность «Вышки» в длительном и конструктивном диалоге.
— В течение 12 лет вуз ориентировался на построение взаимоотношений с системой среднего образования с целью привлечения к себе лучших выпускников. Сегодня эта задача решена и обозначена новая: поиск взаимных интересов с организаторами бизнеса, – сообщила Галина Емельяновна. – Поэтому «Вышка» готова выступить в качестве экспертной площадки для решения обозначенных проблем.
Действительно, проблем на форуме обозначилось немало. Первыми свою точку зрения на ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке труда, озвучили представители работодателей. По их мнению, главная проблема выпускника – завышенные ожидания.
— Не думайте, что, выпускаясь дипломированным специалистом сегодня, завтра вы придете на высокооплачиваемую работу, где сразу же станете лучшим специалистом, а значит, и быстро взлетите по карьерной лестнице, – обратилась к студентам заместитель генерального директора по финансам ООО УК «Витус» Ирина Орлова. – Как показывает практика, необходимо еще около двух лет, чтобы работодатель смог получить «добавочную стоимость» от молодого сотрудника.
С ней согласилась и генеральный директор кадровой компании «Актив» Татьяна Лаврова. По ее словам, сегодня, в условиях кризиса, работодатель не хочет, да и не может позволить себе такую «роскошь», как молодой специалист. Ему необходим работник, который уже в первый день сможет вплотную приступить к своим обязанностям, т.е. квалифицированный специалист с опытом работы.
Еще одним препятствием на пути сотрудничества выпускников и бизнеса становится новая система высшего образования «4+2». Большинство работодателей до сих пор не верят в качество выпускающихся бакалавров, считая их «недоспециалистами».
Данный миф попыталась разрушить заведующий кафедрой финансового менеджмента Елена Шакина.
— Переход к системе «4+2» обусловлен изменением общественного «заказа» на выпускника, – пояснила Елена Анатольевна. – Если раньше существовал регламентированный список профессий с должностными инструкциями и было понятно, какими компетенциями должен обладать представитель той или иной профессии, то сегодня ситуация изменилась. Бакалавр получает общие знания, фундамент для специалистов какого-либо направления. С таким багажом он может проявить себя в любом направлении деятельности, т.е. работодатель имеет в некотором смысле «универсального бойца».
Продолжил тему образования и перевел разговор в русло «работодатель – ГУ-ВШЭ – Пермь» декан факультета экономики Андрей Емельянов. Он пригласил представителей бизнеса к сотрудничеству в деле взращивания «качественного выпускника» и предложил несколько форм взаимодействия: создание базовых кафедр, участие в составлении учебных планов, участие в учебных и практических лабораториях, проведение открытых семинаров с решением кейсов.
Особое внимание в вопросе взаимодействия университета и бизнеса было уделено прозападной технологии «Бизнес-инкубатор». Администратор проектов, студентка 4-го курса факультета менеджмента Юлия Чувызгалова рассказала об опыте создания «Бизнес-инкубатора управленческих технологий» на базе ГУ-ВШЭ – Пермь. По ее словам, главной задачей бизнес-инкубатора является предоставление возможности студентам уже во время учебы попробовать себя в роли бизнесмена, получить необходимые практические знания. Роль представителей бизнеса в данном проекте – консультационная. Кроме того, они получают уникальную возможность отбора потенциальных кадров для своих предприятий.
С интересом прослушав доклад Юлии, работодатели вернулись к теме кейсовых заданий.
— Давайте создадим информационную базу, в которой будем аккумулировать реальные практические задачи, не имеющие однозначного решения, – предложила зам.директора по экономике и финансам ООО «Управляющая компания ЭКС» Элла Попова. – Студенты, давшие лучший ответ, будут приняты на практику и, как вариант, на работу.
«Курсы кройки и шитья» вместо производственной практики?
Вопрос об организации производственной практики стал «камнем преткновения» для студентов, представителей университета и бизнеса.
Каков оптимальный срок продолжительности практики? Чем должен заниматься студент на предприятии? Сколько стоит платить за практику? А стоит ли вообще платить за практику? Это лишь небольшая часть вопросов, на которые, как оказалось, представители стейкхолдеров имеют различные, иногда диаметрально противоположные ответы.
По мнению студентов, практика должна начинаться со 2-го курса (здесь она носит ознакомительный характер). На 3-м курсе – это оплачиваемая производственная практика, на 4-м – полноценный стажерский контракт, который заключается с потенциальным работником предприятия. Данная модель, представленная участникам форума студентом 3-го курса Борисом Бурангуловым, по мнению разработчиков, решает одновременно несколько проблем: с одной стороны, предприятие получает в лице выпускника готового специалиста с опытом работы, с другой – студенты имеют возможность постоянного заработка (по данным исследования почти 70% студентов 3-го и 4-го курсов ВШЭ хотели бы совмещать учебу с трудовой деятельностью).
Представители бизнеса оценили студенческую модель по-своему. Возражения они выразили в следующих вопросах. Не слишком ли велик срок для производственной практики – три года на одном предприятии? Что можно поручить студенту, работающему неполный день в свободном графике? Окончательно из состояния спокойствия работодателей вывели цифры, озвученные в докладе студента 3-го курса Дениса Фадеева. По данным соц.опроса, проведенного среди студентов выпускных курсов ГУ-ВШЭ – Пермь, за месяц работы на неполной занятости (2 часа в день) студент хотел бы получать от 3 до 8 тыс. руб.
— Во время доклада я подсчитала, какова будет зарплата студента за полный рабочий день, – заметила Ирина Орлова. – Получается, 22–23 тыс. Извините, ребята, но мы вновь сталкиваемся с проблемой высоких амбиций.
Ее поддержала и генеральный директор оценочной компании «Актив» Леснова Татьяна.
— За производственную практику студентам никто платить не будет. Нелогично получается: работодатель отвлекает основные кадровые фонды для введения студента в практическую сферу деятельности и дополнительно тратит деньги на зарплату практиканту. Это в ваших интересах найти себе место для прохождения практики и в дальнейшем для работы. Не так ли?
Постепенно разговор перешел на повышенные тона. Студенты, отстаивая позицию, не стеснялись прямо высказывать свою точку зрения. Их поддерживали и выпускники ВШЭ.
— Присмотритесь к составу менеджмента на предприятии! – обратился к представителям бизнеса выпускник ГУ-ВШЭ – Пермь 2003 г., генеральный директор ОАО «Пиломатериалы "Красный Октябрь"» Александр Суслопаров. – Большинству из них уже за сорок. Если сейчас мы не спланируем кадровую политику в отношении молодых специалистов, не скажем, кого и как учить, то через пять лет на работу будем брать не кого хотим, а кого придется.
Первая попытка сгладить ситуацию прозвучала от руководителя Корпоративного университета ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Ольги Жигаловой:
— Уважаемые студенты, если мы пришли сюда, то вы нам уже интересны и мы готовы к сотрудничеству.
Ее поддержала и начальник отдела по работе с персоналом главного управления Центробанка РФ в Перми Надежда Колесникова, выразив заинтересованность и готовность в привлечении студентов выпускных курсов на практику.
В целом разговор не решил всех проблем, но продемонстрировал готовность всех заинтересованных сторон к продуктивному диалогу.
Встречаться надо чаще!
Помимо производственной практики, на форуме были обозначены и другие проблемы в области взаимодействия бизнеса, университета и студентов на рынке труда, такие как неудобное расписание занятий, недостаточная помощь университета при устройстве на работу. Особенно часто звучал вопрос о нехватке прикладных дисциплин в учебном плане.
— Вы говорите, что мы должны давать больше прикладных дисциплин, – возразила декан факультета бизнес-информатики Татьяна Казаченко. – Но подумайте, если мы будем фокусироваться на практических и прикладных дисциплинах, то будем плохим университетом. Потому что хороший университет не учит ремеслу. Главная задача вуза – научить учиться.
С тем, что ГУ-ВШЭ – Пермь справляется со своей основной задачей, согласились все участники форума, также как и с тем, что прошедший разговор не решил, а пока лишь оголил проблемы, существующие в плоскости взаимодействия бизнеса и университета.
— На мой взгляд, цель форума достигнута, – поделилась впечатлениями начальник центра развития карьеры ГУ-ВШЭ – Пермь Анастасия Ильина. – Начат непростой, но крайне важный диалог. Проблемы вскрыты, направления взаимодействия намечены. Далее решение поставленных задач будет реализовываться в рабочем порядке.
Беседа получилась настолько захватывающей, что ведущим пришлось перенести запланированный кофе-брейк в конец мероприятия. Обсуждение насущных вопросов перенеслось в кулуары. Кто-то из работодателей интересовался возможностью создания базовых кафедр, кто-то вносил идеи по составлению учебных планов, кто-то назначал время встречи с потенциальным сотрудником.
— В этой аудитории все хорошо, – поделился своим мнением с коллегами помощник начальника главного управления Банка России по Пермскому краю Вячеслав Белобородов. – Здесь решают проблему с трудоустройством студентов, в то время как другие вузы думают о трудоустройстве выпускников!
Конечно, за два с половиной часа, которые длился форум «Партнерство бизнеса и университета на рынке труда» были высказаны далеко не все мнения, не все предложения были услышаны. Организаторы форума, центр развития карьеры ГУ-ВШЭ – Пермь обсуждение поставленных вопросов не закрывают и предлагают всем, кому интересна данная тема, высылать свои мнения, предложения и вопросы на адрес центра career.centre.hse@gmail.com
Автор: Анна Кошкова