«Экватор» Университетско-школьного кластера Пермского края
Совместный образовательный проект Министерства образования Пермского края и ГУ-ВШЭ – Пермь по созданию Университетско – школьного кластера, стартовавший 7 октября 2009 года, успешно преодолел «экватор».
Напомним, что суть проекта – поисковый эксперимент, направленный на повышение эффективности деятельности 22 образовательных учреждений Пермского края в компетентностно-ориентированном формате и реализуемый при интеллектуальном спонсорстве университета.
Цель проекта – создание условий для совершенствования предметной компетентности учителей посредством их участия в деятельности предметных кафедр. Системное общение преподавателей кафедр – тьюторов и учителей-предметников осуществляется посредством веб-проекта, специально разработанного отделом веб-технологий под руководством Кобелева А.В., для дистанционного сопровождения деятельности Университетско-школьного кластера.
Кластер сегодня
Как отмечают участники проекта, сайт Университетско-школьного кластера Пермского края действительно стал пространством для интерактивного общения! Здесь каждый учитель получает ответы на профессиональные вопросы, взаимодействуя со своим тьютором в индивидуальном режиме, комфортном для обеих сторон.
Тьюторы создают уникальные возможности для работы с учебно-методическими материалами, систематизированными на сайте в соответствии с предметными интересами каждого учителя. Учебно-методический портфель Кластера в настоящее время включает более 160 материалов разного типа:
– статьи Л.Л. Любимова и других ученых, активно исследующих образовательное пространство современности;
– лекции и методические разработки преподавателей университетов;
– пакеты практико-ориентированных заданий для учителей и учащихся;
– лучшие образцы цифровых образовательных ресурсов и другие материалы, востребованные учителями.
На форуме сайта ведется активное обсуждение наиболее актуальных вопросов, возникающих в процессе развития Кластера.
Проект «Школа общественного лидера»
5 ноября в рамках деятельности Университетско-школьного кластера Пермского края стартовал сетевой образовательный проект «Школа общественного лидера» (ШОЛ), руководителем которой является Марина Васильевна Останина, старший преподаватель кафедры общего менеджмента ГУ-ВШЭ – Пермь.
Цель проекта – предоставление возможности учащимся 8–11-х классов образовательных учреждений Кластера развивать ключевые надпредметные образовательные компетенции (социокультурные, коммуникативные, управленческие).
В ШОЛ организованы мастерские Лидеров, где созданы комфортные условия, позволяющие школьникам разрабатывать и реализовывать индивидуальные и командные образовательные проекты, имеющие практико-ориентированную социальную и гражданскую направленность.
Участие в мастерской предполагает как самостоятельную работу Лидера, команды, так и консультационную поддержку со стороны руководителя ШОЛ. Виртуальное взаимодействие участников осуществляется на форуме ШОЛ Университетско-школьного кластера Пермского края.
Результатом обучения в Школе общественного лидера станет очная защита проекта по направлению «Роль моего проекта в развитии региона и почему его реализация важна лично для меня», которая состоится 6 декабря 2009 года.
Эффективность деятельности Кластера
В Программе деятельности Университетско-школьного кластера предусмотрено проведение трех видов тестирования (входное, текущее и итоговое) учителей – участников кафедр предметного содержания.
Входное тестирование состоялось 18 октября 2009 года и проходило в очном формате. Его результаты стали основанием для организации тьюторского сопровождения преподавателей кафедр по разработке и содержательно-технологическому обеспечению индивидуальных образовательных маршрутов учителей-предметников.
16–17 ноября в веб-формате на сайте Кластера проведено второе – текущее (промежуточное) тестирование учителей. Результаты тестирования будут размещены в Личных кабинетах учителей 18–19 ноября 2009 года и позволят наиболее эффективно продолжить взаимодействие в системе «учитель – тьютор».
Итоговое тестирование учителей состоится на очном организационно-деятельностном семинаре 6 декабря с.г. Надеемся, что его результаты продемонстрируют продуктивность работы предметных кафедр Кластера.
Следует заметить, что на начальной стадии реализации проекта не все учителя в полной мере осознали преимущества работы в Кластере и смогли их использовать. Именно поэтому организаторы хотят подчеркнуть еще раз, что обеспечение оптимального уровня реализации инновационного проекта, в том числе процессов саморазвития педагога, возможно только при условии высокой активности каждого члена кафедры.