Университетско-школьный кластер начинает свою деятельность!
С октября 2009 г. стартовал совместный образовательный проект Министерства образования Пермского края и Пермского филиала ГУ-ВШЭ по созданию Университетско-школьного кластера (инновационного сообщества образовательных учреждений Пермского края).
Содержание проекта заключается в поисковом эксперименте, посвященном повышению эффективности деятельности 22-х образовательных учреждений Пермского края в компетентностно- ориентированном формате и реализованном при интеллектуальной поддержке университета.
Цель проекта – создание условий для усовершенствования предметной компетентности учителей посредством их участия в деятельности предметных кафедр. Формат взаимодействия «преподаватель кафедры–учитель школы» предполагает индивидуальное тьюторское сопровождение процесса профессионального саморазвития учителя.
Идея создания Университетско-школьного кластера в Пермском крае принадлежит Льву Львовичу Любимову, профессору, д.э.н., заместителю научного руководителя ГУ-ВШЭ.
Организацию деятельности Кластера осуществляет Проектная группа, в состав которой входят:
- руководитель группы – Володина Галина Емельяновна, доцент, к.э.н., директор ГУ-ВШЭ – Пермь;
- Оболонская Алла Владимировна, заместитель директора ГУ-ВШЭ – Пермь;
- Кассина Раиса Алексеевна, к.п.н., заместитель министра образования Пермского края;
- Вяткина Елена Константиновна, начальник отдела развития Университетского округа ГУ-ВШЭ;
- Ратт Татьяна Андреевна, доцент, к.п.н., научный руководитель Университетского округа ГУ-ВШЭ.
В состав Университетско-школьного кластера Пермского края на конкурсной основе вошли следующие образовательные учреждения.
- г. Пермь: Лицей № 10, Гимназии №№ 3, 6, 11, 33, СОШ №№ 28, 77, 82, 94, 100, 132;
- Пермский край: Лицей № 1 г. Кунгура, Гимназия г. Чайковского, Гимназия № 1 г. Соликамска, Гимназия г. Чернушки, Лицей № 1 г. Березники, СОШ № 8 г. Краснокамска, СОШ № 4 – НОЦ г. Добрянки, Ординская СОШ, СОШ № 5 г. Добрянки, Аспинская СОШ, СОШ № 5 – НОЦ г. Чусового.
Первый этап деятельности Университетско-школьного кластера – создание предметных кафедр, которые организуют и курируют деятельность учителей-предметников:
- кафедра учителей математики, заведующий кафедрой – профессор, к.ф.-м.н. Анатолий Прокопьевич Иванов;
- кафедра учителей русского языка, заведующий кафедрой – Валентина Ивановна Шенкман;
- кафедра учителей предметной области «Обществознание», заведующий кафедрой – доцент, к.ист.н. Андрей Александрович Борисов;
- кафедра учителей английского языка, заведующий кафедрой – доцент, к.филол.н. Екатерина Владимировна Поздеева;
- кафедра учителей начальных классов, заведующий кафедрой – доцент, к.п.н. Наталья Александровна Линк.
Основные виды деятельности предметных кафедр:
- разработка и реализация специальной технологии для мониторинга уровня предметно-содержательной компетенции у учителей;
- разработка и содержательно-технологическое обеспечение (в очном и веб-формате) индивидуального образовательного маршрута учителей, входящих в состав кафедр предметного содержания;
- организация взаимодействия учителей-предметников (предметных сообществ) в рамках деятельности кафедры.
18 октября состоялась первая (из двух запланированных) очная встреча преподавателей кафедр с учителями общеобразовательных учреждений. В ходе встречи были проведены такие мероприятия: входное диагностическое тестирование учителей с целью определения уровня предметной компетентности, семинар по проблемно-рефлексивному обсуждению результатов входного тестирования учителей и выявлению наиболее значимых аспектов, запросов по эффективному конструированию взаимодействия.
В дальнейшем взаимодействие преподавателей кафедр и учителей-предметников будет осуществляться в формате веб-проекта, специально разработанного для дистанционного сопровождения деятельности Университетско-школьного кластера Андреем Викторовичем Кобелевым, начальником отдела веб-технологий ГУ-ВШЭ – Пермь.
Среди ключевых особенностей веб-проекта Кластера можно выделить следующие:
- круглосуточная доступность веб-ресурса для всех зарегистрированных пользователей – участников Кластера;
- возможность размещения и обмена файлами, содержащими учебно-методические разработки участников Кластера;
- регулируемый доступ к файлам веб-ресурса;
- возможность отправлять сообщения и получать ответы из своего «личного кабинета»;
- постоянно действующий форум участников Кластера в формате веб-проекта;
- обеспечение конфиденциальности диагностических материалов;
- возможность архивирования материалов.
По мнению Л.Л. Любимова, реализация проекта позволит получить дополнительный синергетический ресурс стимулирования инноваций в образовательной системе Пермского края для решения важнейшей задачи – улучшения качества деятельности и продукта этой системы.