• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расширять кругозор

C 5 по 10 октября младший научный сотрудник Лаборатории инвестиционного анализа Шелунцова Мария Александровна приняла участие в школе–семинаре «Современные инструментальные методы экономической теории» по направлению «Эконометрика» в ГУ-ВШЭ, Москва.

Об итогах работы школы рассказывает директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Юдкевич Мария Марковна.

– Мария Марковна, как появилась идея этой Школы?

— Началось все с того, что Вышка выиграла конкурс на проведение всероссийских молодежных научных школ, организованном в рамках Федеральной целевой программы подготовки кадров для инновационной России. Заявку на конкурс мы готовили совместно с Российской экономической школой, чьих профессоров мы решили пригласить в качестве преподавателей на будущую Школу. А если говорить о сути идеи в целом, она заключается в запуске регулярных академических программ повышения квалификации для наших преподавателей.

— Можно ли сказать, что по своему содержанию Школа была ориентирована на расширение кругозора слушателей?

— Пожалуй, да. И в данном случае речь идет не столько о расширении кругозора в аспекте преподавания, сколько в аспекте исследовательской деятельности. В рамках Школы читалось два курса — курс по эконометрике и по теории игр.

— Почему были выбраны именно эти предметы?

— Это дисциплины, в рамках которых дается крайне востребованный и нужный каждому экономисту инструментарий.

Кстати, параллельно с этой Школой проводился двухнедельный курс по количественным методам в социальных науках. Читал его Алексей Бессуднов (DPhil Candidate, Department of Sociology, Oxford University). В качестве слушателей мы пригласили не только экономистов и социологов, но и психологов, политологов, менеджеров. Идея такого разнородного состава в том, чтобы навыки, необходимые в междисциплинарных исследованиях, давались не на каждом отдельном факультете изолированно, а чтобы образовалась группа исследователей, которой будет интересно между собой общаться. Курс транслировался в наш пермский филиал.

— А кто мог участвовать в Школе? Есть какая-то связь с нашим кадровым резервом?

— Школа проводилась на всероссийском уровне. Был открытый конкурс, на который потенциальные участники присылали описания исследовательских проектов и CV. Мы набирали 25 человек на курс по эконометрике и столько же на курс по теории игр. В результате в число участников школы попали представители региональных вузов, преподаватели Вышки и филиалов, а также несколько студентов и аспирантов — в основном, из числа сотрудников научно-учебных лабораторий. География получилась широкая, уровень слушателей разный.

— В каком формате проводилась Школа?

— Утро начиналось с двух лекций, третьей парой шел семинар. После обеда мы организовали лекции, которые назвали «лекции по развитию академических навыков». Лекции профессоров Рубена Ениколопова, Сергея Гуриева, Сергея Измалкова были открыты для всех желающих и собрали массу народа. К сожалению, на лекциях о том, как подготовить статью и сделать грамотную презентацию, почти не было аспирантов. Зато студентов и преподавателей — с разных факультетов — собралось много.

Польза для участников от этих лекций была еще и в том, что можно было не только послушать, но и пообщаться с исследователями, которые реально занимаются передовой наукой.

— А по окончании Школы слушатели предоставляли какой-то продукт — проект статьи или еще что-то?

— По итогам Школы участники сдавали экзамен и получили сертификат об участии.

– Будет ли что-нибудь подобное организовывать Вышка в ближайшее время?

— Я думаю, что прошедшие курсы — только начало программы по расширению академического кругозора молодых преподавателей. Мы постараемся сделать так, чтобы в Вышке постоянно что-то подобное проходило, чтобы у людей было больше возможностей выбора.

Впечатления участников Школы

Антон Пыжев, Сибирский федеральный университет: С этого года я преподаю эконометрику, поэтому Школа была для меня вдвойне полезна. Она позволила упорядочить в голове тот материал, который я уже знал. Также я смог найти для себя какие-то новые темы, это зацепки на будущее. Открытые лекции, безусловно, оказались очень полезными. Знания, полученные на них, позволяют формировать методологию преподавания и исследовательской деятельности.

Наталья Василенко, РГПУ им. А. И. Герцена: В Вышку я приезжаю уже второй раз. Два года назад я проходила здесь обучение на курсе по институциональной экономике. Поэтому в этот раз ехала целенаправленно, понимая, что меня здесь ждет. После курса по теории игр у меня появилось много идей не только по собственным исследованиям, но и по работе со студентами.

Софья Кисельгоф, ГУ-ВШЭ, Москва: У нас на курсе по теории игр аудитория слушателей была очень разнообразной — присутствовали не только экономисты самых разных направлений, но и математики, социологи, политологи. Благодаря этому дискуссии на занятиях были очень интересными. Режим работы Школы (занятия каждый день начинались в 9 утра) оказался достаточно напряженным, и приспособиться к нему удалось только к концу недели, но оно того стоило! Лично мне Школа дала мощный толчок не только к дальнейшим исследованиям, но и к самообучению.

Денис Стукал, ГУ-ВШЭ, Москва: Я преподаю на факультете политологии. На Школе посещал лекции и семинары по теории игр. В России культура формального моделирования политических процессов пока не сложилась. В учебных планах факультетов политологии в России курсы теории игр чаще всего отсутствуют. В лучшем случае студентам дают вводные разделы теории игр, оканчивающиеся на понятии равновесия Нэша. Школа позволила мне познакомиться с более «продвинутыми» разделами теории игр. Хотя мне и непросто было связать некоторые темы с проблемами академической политологии — сказалась экономическая ориентация школы. На будущее, думаю, стоило бы проводить занятия в менее плотном режиме, чтобы у слушателей оставалось больше времени на самоподготовку. Резюмируя, могу уверенно сказать, что Школа удалась!

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ