• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Поставить школу на две ноги»

26–31 августа научный сотрудник Лаборатории инвестиционного анализа ПФ ГУ-ВШЭ Быкова Анна Андреевна приняла участие в летней школе «Предпринимательство в России: теория и практика, методология исследований», организованной факультетом социологии ГУ-ВШЭ.
Об итогах работы школы рассказывают декан факультета социологии, руководитель лаборатории социологических исследований Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко и доцент кафедры статистики ГУ-ВШЭ Ольга Образцова.

— Нынешняя школа организована в порядке эксперимента. Вы довольны его результатами?

Александр Чепуренко: Мы не знали, откуда будут заявки, какого они будут качества, сработает ли на практике та модель школы, которую мы придумали. Мы не ожидали такого большого потока заявок из разных регионов страны, из разных вузов. В итоге число желающих принять участие в школе превысило наши возможности в 4–5 раз. Поэтому отбор был жестким, и я считаю, что мы не ошиблись практически ни в ком и отобрали действительно самых мотивированных студентов и аспирантов.

— Почему вы изначально не ограничили набор только студентами Вышки?

АЧ: Здесь мы преследовали две цели. Во-первых, мы хотели показать студентам Вышки, что талантливые ребята есть и в других вузах, что им в реализации своих исследовательских замыслов зачастую приходится гораздо труднее, чем нашим студентам, потому как далеко не все вузы имеют такую плотную сеть научных подразделений и систему грантов, как у нас. Вторая цель заключалась в том, чтобы посмотреть, сформировался ли запрос на междисциплинарную магистерскую программу по исследованиям в области предпринимательства. По большому счету, задача в этой области заключается в том, чтобы сформировать новое поколение преподавателей, которые могли бы, наряду с традиционными курсами, вести факультативы и элективы, знакомящие студентов с предпринимательством как с возможной сферой практического приложения профессиональных навыков и интересным исследовательским полем.

Ольга Образцова: Чтобы поддерживать, стимулировать и развивать предпринимательство, нужно его изучать. Мы хотим занять нишу на рынке академических проектов и образовательных услуг в контексте обучения не только предпринимательству, но и исследованию предпринимательства. Мне кажется, что нам удалось организовать междисциплинарную работу — на лекциях и занятиях в группе присутствовали одновременно юристы, социологи, экономисты, бизнес-информатики и менеджеры.

— Как возникла идея проведения школы?

АЧ: Началось все с нашего участия в GEM — The Global Entrepreneurship Monitoring. Это очень уважаемый международный проект, который позволяет собирать, обобщать, анализировать и представлять информацию о предпринимательском потенциале населения мира. На эти данные ссылаются в своих документах такие влиятельные организации, как Евросоюз, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирный банк. Сейчас в проекте работают более 40 исследовательских команд. Россию в GEM с 2006 года представляет ГУ-ВШЭ вместе с коллегами из Санкт-Петербурга. Наша работа реализуется в рамках Лаборатории социологических исследований Центра фундаментальных исследований Вышки. Тема этого года связана с анализом влияния кризиса на предпринимательский потенциал населения. Поэтому наша первая задача при организации школы заключалась в том, чтобы собрать тех, кто в этой лаборатории вместе работает и под руководством старших коллег уже несколько лет пишет национальные отчеты. Вместе с тем мы хотели, чтобы и другие студенты получили представление о том, как работать с такого рода данными, как их правильно проанализировать, обобщить, а затем грамотно и наглядно представить.

— Как была построена работа школы?

АЧ: Мы попытались органично сочетать возможности индивидуальной и групповой работы. Аналитикам, в том числе занимающимся исследованиями предпринимательства, чаще всего приходится работать в команде и выполнять задачи по принципу «результат должен быть завтра». Здесь всегда возникает асимметрия имеющихся знаний и навыков, которая при грамотно организованной групповой работе становится скорее преимуществом, чем недостатком. Поэтому с самого начала была поставлена непростая задача — ребята с разных факультетов, разного возраста, из разных городов, носители разной корпоративной культуры, должны были совместно в течение нескольких дней сделать коллективную презентацию на заранее известную тему. За каждой группой были закреплены курирующие ее работу преподаватели. При этом мы понимали, что ребята едут на школу, чтобы получить консультацию, совет по своим индивидуальным исследованиям. Мы понимали, что после окончания школы они разъедутся писать курсовые, дипломы и диссертации. Поэтому каждый из них готовил еще и индивидуальную презентацию по теме текущего исследования. При участии преподавателя проходило интенсивное обсуждение и критика работы.

— Кто из экспертов участвовал в работе школы?

АЧ: В России практически нет корпуса литературы, связанной с изучением предпринимательства. Поэтому одна из наших задач заключалась в том, чтобы дать ребятам представление о существующих проблемных полях и тех, кто сегодня в нашей стране занимается подобными исследованиями. Мы составили программу, в которой попытались представить тематику изучения предпринимательства, взаимоотношений предпринимательства и государства и различных аспектов развития малого, среднего и крупного бизнеса в России. Мы пригласили людей, являющихся абсолютными лидерами в изучении этих проблем в России. Среди них профессора Вышки Светлана Авдашева и Андрей Яковлев, профессор Финансовой академии Андрей Юданов, представители инфраструктуры содействия развитию предпринимательства — в частности, президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута.

— В школе участвовал кто-то из зарубежных специалистов?

АЧ: В работе школы принимала участие профессор Пия Аррениус из финской бизнес-школы города Турку, один из самых активных деятелей в международном консорциуме GEM. Она прочитала блестящую лекцию о «Глобальном мониторинге предпринимательства», его основных особенностях как проекта, целях, задачах, возможностях. Она очень серьезно отнеслась к своей задаче, просмотрела заранее все презентации, дала развернутые критические комментарии — последний она писала уже в самолете по пути в Хельсинки. Было очень приятно, что профессор Арениус — а она работала приглашенным исследователем в США, Англии, Германии, университетах Швеции и Норвегии — отметила, что нигде не сталкивалась с такой заинтересованной и подготовленной студенческой аудиторией.

— Говорят, специально для профессора Арениус вы устроили специальную культурную программу…

АЧ: Дело в том, что визит на школу совпал с днем рождения профессора, и вот, мы решили организовать для нее небольшой праздник. Был фейерверк, подготовленное студентами театрализованное представление на английском языке, песни под гитару — даже на старофинском языке. Нам очень хотелось, чтобы участники школы поняли, что изучением предпринимательства и сбором «скучных» статистических данных занимаются не какие-нибудь книжные черви, а интересные и творческие личности.

— Работа, начавшаяся на школе, будет иметь какое-то продолжение?

АЧ: С профессором Арениус мы обсудили возможность проведения следующей летней школы в совместном формате. Нам бы очень хотелось поставить школу на «две ноги» — бизнес-школа города Турку и Вышка могли бы создать международный оргкомитет, который бы отбирал участников не только из наших двух стран. В среднесрочной перспективе мы видим летнюю школу по предпринимательству с английским языком в качестве рабочего, куда могли бы приезжать студенты из разных стран, обмениваться опытом, устанавливать полезные контакты, узнавать о возможностях обучения в магистратуре или аспирантуре по проблематике предпринимательства. Это было бы большим вкладом в позиционирование Вышки как исследовательского университета и открытие дополнительных академических возможностей для наших студентов.

Ольга Образцова

ОО: Интерес западных коллег к происходящему на постсоветском пространстве очень высок — ЕС развивается на Восток, они хотят знать, что тут происходит, но многие реалии и тонкости происходящего просто не понимают. Исследования, которые мы проводим, помогают во многом разобраться. Кроме того, постоянно возникают новые темы для изучения, как, например, социальное предпринимательство.

— Что это такое?

ОО: Это особый род предпринимательства, когда фирма, имея чисто рыночные цели, реализует еще и цели социальные, финансируя их за счет рыночного дохода. В качестве примера можно привести предприятия, занятые производством товаров и услуг из промышленных и бытовых отходов. За счет этого они минимизируют издержки, причем используют труд социально незащищенных слоев и групп населения. Что общество получает на выходе? Продукцию, которая не вредит окружающей среде и производство, на котором заняты инвалиды, многодетные родители и другие лица. В странах с развитой рыночной экономикой культура социального предпринимательства повсеместно распространена. Она была распространена и в России до 1917 года — есть, например, даже соответствующее исследование 1903 года. И вот, в этом году в ходе реализации «Глобального мониторинга предпринимательства» мы установили, что социальное предпринимательство в России вновь развивается. Это было одним из открытий, которые мы широко обсуждали на школе.

— С какими трудностями вам пришлось столкнуться при проведении школы?

АЧ: Первая проблема связана с тем, что участникам хотелось бы знать, состоится ли следующая школа. Если да, то когда, где и на каких условиях? Пока ответа на этот вопрос у нас нет. Пилотный проект мы реализовали на средства гранта ГУ-ВШЭ. Будет ли этот конкурс в следующем году, сможем ли мы вновь отстоять право на осуществление такого проекта, мы не знаем. Вторая проблема заключается в следующем: как и многие инновационные учебно-образовательные формы, летние школы реализуются на энтузиазме преподавателей, которых мне, пользуясь возможностью, хотелось бы еще раз искренне поблагодарить за то, что они нашли время к нам выбраться. Но постоянно работать на одном энтузиазме нельзя — нужно вводить формат летних и зимних школ в регулярную практику учебного процесса, начислять студентам кредиты за успешное участие, а преподавателям засчитывать потраченное время в учебную нагрузку. Об этом надо будет серьезно поговорить по итогам целой серии летних школ, которые Вышка организовывала в этом году.

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ