• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поздравление выпускников с десятилетием ПФ ГУ-ВШЭ

Поздравление от имени выпускников произнесла Анна Мусихина.
Когда мне сообщили о том, что я буду выступать на этом торжественном мероприятии от лица всех выпускников, я долго думала, что же такое сказать. За что же можно поблагодарить Вышку так, чтобы это относилось ко всем?
Первое, что пришло в голову, это столовая в первом корпусе – за нее, я уверена, сказал бы "спасибо" каждый! Но благодарность за столовую, конечно, не соответствует масштабу мероприятия. Поэтому будем рассуждать дальше.

Я уверена, что саму необходимость благодарить осознает каждый выпускник. Ну, во-первых, так положено – хотя это, конечно, не главное. Во-вторых, совершенно очевидно, что выпускник Вышки отличается от выпускников всех прочих вузов. Работодатели говорят, что отличается в лучшую сторону. Но вот чем конкретно отличается?

Для себя я это пока не определила, но могу описать. Наверняка, каждый их тех, кто учился здесь, испытывает это ощущение, когда обсуждаешь с кем-то какую-то проблему, не обязательно экономического характера. Или объясняешь подчиненному, что и как надо сделать. Или встретил старых друзей из школы и плавно перешел на какие-то глобальные темы. И тут неожиданно между вами встает такое непонимание… Как будто вы говорите на разных языках. Или действуете в разных системах координат. И ты понимаешь, что, если тот второй человек сейчас попросит тебя объяснить то, что ты излагаешь, придется начинать с самого, самого начала, и это займет столько времени… От некоторых я слышала, что они попадали в такую ситуацию со своим начальником – этого я никому не пожелаю, конечно, не каждый начальник потерпит, чтобы ему что-то объясняли…

Вот в такие моменты становится очевидно, что в Вышке учат чему-то такому, чему нигде больше не учат. И наученные этому выпускники иногда испытывают трудности в общении со своими ненаученными товарищами…

Итак, за что же благодарить?
Пункт 1. За вопросы! За то, что нам их бесконечно задавали и научили нас самих их задавать. Потому что, как оказалось, не бывает утверждений, после которых было бы лишним спросить: почему? Я вот помню свои ощущения с первого курса, когда сидишь на семинаре по экономистории и удивляешься: к чему столько вопросов? "Древние египтяне стоили пирамиды" – "Почему?". Что значит почему – ну строили и все. Захотелось им! "Древняя Русь экспортировала пеньку" – "Почему?". Как это почему? Что значит почему?
А ведь оказалось, что на все эти вопросы есть ответы, которые приводят тебя к самой сути процессов и явлений. И более того, оказалось, что задавать эти вопросы самому бывает очень полезно! Особенно, если в нужный момент ставить нужные вопросы нужным людям…Или самому себе… А ведь не все это знают!

Пункт 2. За то, что лишили нас ощущения беспомощности. Опять же на первом курсе я чуть не рыдала от ощущения беспомощности, когда мне выдали в библиотеке учебник по матану, и я его открыла на оглавлении. Я читала все эти названия, и меня это ощущение беспомощности съедало – просто приступ паники какой-то. Я наблюдала за таким же состоянием у моих однокурсников: кого-то бросало в холодный пот от линейной алгебры, у кого-то дрожали руки над микро-2, кто-то рвал на себе волосы при виде конспектов по ТОРу. Но ведь бесконечно не будешь паниковать, пришлось как-то научиться справляться с собой. И после учебы в Вышке мы как-то уже проще смотрим на все… Поэтому если сейчас кому-то из нас вдруг понадобится понять, что такое наноуглеродные цепи, или написать проект закона, или объяснить подруге с филфака, что такое Большой Адронный Коллайдер, никакое чувство беспомощности уже не беспокоит. Надо значит надо. Формула одна: вижу цель – иду к цели. А ведь некоторые отказываются от своих целей только потому, что не могут побороть страх и ощущение беспомощности!

Пункт 3. За прогрессивность. Как же приятно, живя едва ли не в самой дремучей чаще огромной России, ощущать себя частью глобальных процессов! Где-то в США кто-то рисует модели и совершает открытия, а мы уже про них знаем. Где-то в Лондоне инвестиционные банки рассчитывают риски портфельных инвестиций в российский фондовый рынок, а мы уже все сами посчитали. Где-то в Китае оформляют покупку американских гособлигаций на очередные несколько десятков миллиардов долларов, а мы уже обсудили возможные последствия и решили, в какой валюте лучше хранить сбережения. А потом подсаживаешься на это ощущение причастности, и уже как-то становится страшно быть не в курсе… А ведь некоторые узнали о том, что в мире кризис, только когда им прислали уведомление об увольнении!

Можно было бы продолжить и сказать о том, как полезно уметь работать в условиях со сроками типа "надо очень срочно" или "надо было вчера". И как важно уметь из двух-трех мыслей за 5 минут нарисовать презентацию на полчаса или отчет на десяти страницах. Или наоборот из тонны информации вычленить две главные цифры и принять правильное решение. Можно было бы продолжить, но я думаю, что суть уже понятна. Пермская Вышка – это фабрика по производству людей постиндустриальной эпохи из выпускников почти еще советских школ, живущих на расстоянии не менее двух часов лёта от ближайшего центра принятия более-менее глобальных решений.

Я предполагаю, что у некоторых в этом зале возник вопрос: а почему, собственно, эта барышня, то есть я, берет на себя смелость говорить от всех выпускников? Она что, среднее арифметическое? или геометрическое? медиана? мода? матожидание нормального распределения? Она что, считает себя среднестатистическим выпускником пермской Вышки?

Вот оно! Спасибо вам, вы мне подсказали главное: среди выпускников пермской вышки нет ни одного среднестатистического! Среди огромной массы выпускников школ отобрали нас всех, таких разных, потом задавали вопросы, заваливали информацией, заставляли думать… Мы учились у одних и тех же преподавателей по одним и тем же учебникам, и стали еще более разными! И в этом уникальность. И вот за это точно можно сказать "спасибо" от всех без исключения выпускников! Спасибо вам за то, что мы все такие успешные, такие стремящиеся, такие образованные, и, что бы там не говорил Толстой, такие по-разному счастливые, хоть и с одинаковой печатью в дипломах.

Искренне,
Ваши Выпускники.