Выступление Л.Л. Любимова на праздновании десятилетия ПФ ГУ-ВШЭ
Сегодня мы отмечаем пермскую «Вышку» не просто как университет. Университет – предмет неодушевленный, а мы отмечаем тех, чьи души делают университет храмом. Не каждый университет в России сегодня – храм. Мы отмечаем подвиг создания и служения. Подвиг создания храма просвещения и устроения судеб детей российских, подвиг переустроения жизни тысяч взрослых. Подвиг самопознания и самотворения.
Создатели сами сумели стать за эти годы другими. И в этом самопреображении – основная сущность подвига. Сотни наших коллег теряли свою профессиональную культуру, включая её нравственную сердцевину, приучались к торговлишке экстрактным конспектом вчерашних, уже забытых или забываемых знаний, подбирали себе любых клиентов, которым можно было сбыть это знаниевое барахлишко по любой опущенной цене, превращались из социально-культурной элиты в мещан, предавших святость науки и долг Учителя и предавшихся ремеслу шабашников, челноков, снующих между десятками филиалов со своим старьем. В то же время, в те же дни ПЕРА МА – далекая земля древней Руси и ведической Европы, этот дальний путь к нашей общей индоевропейской колыбели и родина Заратустры, земля, которую когда-то наши предки считали самым краем Ойкумены, эта земля дала нам тех, кто нашел иной путь.
В душевной слабости можно, конечно, сказать, что те времена были такими, что они виновны в том, что деяния души слишком у многих подменились деяниями низких инстинктов. Но времена не выбирают любимчиков и изгоев, зато трудные времена испытывают наши сердца и души, совесть личности – этот данный нам Творцом орган познания добра и зла – хранилище абсолютных ценностей. Сегодня мы отмечаем тех, чьи сердца и души, чья совесть выдержали это испытание и возвысились.
«Вышка» в Перми открылась через несколько дней после дефолта, когда Россия в считанные дни обнищала в несколько раз. Создатели «Вышки», как и большинство россиян, впали в тяжелую материальную немилость общей судьбы. Но ни одной минуты не пожертвовали они на поиск иного, легкого пути, по которому ринулись тысячи. Их вела по жизни совесть. Совесть никогда не ошибается, ибо она принадлежит метафизике сверхличных ценностей, она трансцедентна. Но такие ценности не повелевают человеческой волей – воля свободна к выбору ценностей.
Отношение воли к абсолютным ценностям – это акт свободы. Воля создателей «Вышки» сделала свой выбор. Но свобода воли неминуемо ведет к ответственности, ведь вне ответственности не бывает морали. Все просто. И чисто в жизни, служении и подвиге тех, кто сохранил себя и сохранил высшие идеалы – идеалы истины, добра и красоты, тех, кто в дни духовных сумерек сохранил смысл вечной жизни: Валерий Архипов, Алла Оболонская, Елена Окулова, Владимир Матвеев, Анатолий Иванов, Софья Глушакова, Елена Зуева, Елена Шадрина, Елена Корчагина, Ирина Базюлькина, Андрей Емельянов, Максим Исакин, Татьяна Казаченко, кормилица наша Галина Емельяновна.
Этот ряд множился, прирастал, к нему притягивало тех, кто искал радость в любви к своим будням, кто мог будить духовное уже в инстинкте ребенка, кто сделал мужество профессии своим бытием. И тогда пришло счастье. «Счастье нельзя поймать. Не ищи, не гоняйся за ним. Оставь старания и мучения. Счастье приходит само. Но не жди его. Не вопрошай о нем. Не требуй ничего! Ищи другого: верного, великого, за что стоило бы жить, бороться и умереть. Посвяти себя этому делу с любовью, живи им так самоотверженно, как только сможешь: служи ему верно и самозабвенно, но не ищи «счастье». И в один прекрасный день ты обнаружишь, что на правом плече твоем сидит орел и нашептывает тебе святые, возвышенные вещи. С этого мгновения ты будешь, счастлив» (И.А.Ильин, «Книга раздумий»).
Народ Пермской «Вышки» – счастливый народ, народ с орлом на правом плече. Он создал свой храм, и этот храм стал подлинным достоянием Пермского края, да и России в целом. В этом храме есть любовь, усердие, качество, уважение к достоинству академического человека, добролюбие, детопоклонство, атмосфера духовности, свободная лояльность к государству – большому и малому, лояльность и партнерство в профессиональном сообществе, есть то, что Кант называл категорическим императивом – чувством долга, здесь есть понимание культуры, как суммы ценностей, нацеливающих личность на сохранение и интеграцию общества, здесь есть «любовь к отеческим гробам», к истории и заслугам края, здесь есть понимание и чувство миссии как миссии служения Отечеству, краю, детям, нашему будущему, чувство достижительной миссии, здесь есть поиск светлого, светоносное сознание и постоянное проектирование света в детях, в окружающих народ «Вышки» сообществах, в социальной среде края.
Здесь нет главных болезней нашего общества – коррупции и дилетантизма – все разрушающего и «распиливающего» непрофессионализма, здесь нет нарастающих пороков нынешней российской академической среды – шабашников, погони за дешевкой, отчуждения от науки, безразличия к детям, к делам края и города, к их обществу и экономике, здесь нет отчуждения от общества, нет материальной ветхости, заплеванности, запущенности классов, офисов, мест общего пользования. Здесь нет наркотиков, нет молодежной вседозволенности и господства массовой культуры. Нет распущенности и социального загрязнения. Многие говорили мне, что дети «Вышки» – самые красивые дети в городе.
Вот он баланс десятилетней материальной и духовной аскезы людей, не посчитавших за беду экономить на хлебе насущном, отдавших все эти годы служению. И тогда пришло вознаграждение – уважение краевых властей, награды федеральных властей, почтительное уважение московских коллег, восхищение родителей, слезы благодарных детей, пришло самоуважение, самопреображение, рафинированная самость, пришла гордость за себя и за свое творение, за пробудившийся и расцветший творческий инстинкт. Именно в творчестве воплощается любовь к Отчизне, обогащая её, выделяя её, продвигая её вперед. Вот этих людей мы сегодня отмечаем, их подвиг мы празднуем. Счастья им и мужества, любви и красоты! Да воздастся им за их служение по великим их трудам и заслугам!
Я счастлив тем, что мне довелось вместе с ними поучаствовать в строительстве нашей общей мечты, воплощать наши идеалы, любовь и верность, преданно служить нашему краю – Пера Ма – далекой земле. Горжусь Вами, соратники и коллеги, друзья и единомышленники, дети «Вышки», и бесконечно люблю Вас.