• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Анализ МРТ-снимков, сервис для видеоконференций, стратегия развития частной школы – лучшие выпускные работы студентов НИУ ВШЭ – Пермь

Анализ МРТ-снимков, сервис для видеоконференций, стратегия развития частной школы – лучшие выпускные работы студентов НИУ ВШЭ – Пермь

Анализ МРТ-снимков, сервис для видеоконференций, стратегия развития частной школы – лучшие выпускные работы студентов НИУ ВШЭ – Пермь

© Shutterstock

Для государственной итоговой аттестации студенты Вышки на 4 курсе готовят и защищают выпускные квалификационные работы. Это может быть научное исследование, бизнес-проект, программное приложение или сервис и т.п. Рассказываем о лучших бакалаврских дипломных работах этого года, получивших высокую оценку комиссии – 9-10 баллов.

Тема работы – «Внедрение клиентоориентированного подхода в работу отдела продаж ООО «ПЗУ», 9 баллов

Научный руководитель – Ирина Шафранская.

Егор Мокеев, образовательная программа «Управление бизнесом»

Егор Мокеев, образовательная программа «Управление бизнесом»

У компании «Пермский Завод Упаковки», в которой я работаю специалистом отдела продаж, была проблема, связанная с низкой эффективностью работы менеджеров по продажам, усложненным циклом сделки и низким уровнем ориентированности на клиентов.

Поэтому я совместно со своим научным руководителем решил писать дипломную работу именно в этой области. Ирина Николаевна задала правильное направление исследования, а также давала конструктивную обратную связь по ходу всего выполнения работы.

Предложенное мною решение состоит в комплексном сегментировании клиентов относительно статистики продаж (давности, частоты и объёма сделок), далее я провел интервью с 24 VIP-клиентами, а с остальной частью базы – NPS-анализ (готовность рекомендовать нас своим партнёрам).  Далее я разработал маркетинговые тактики по работе с каждым из клиентских сегментов и оценил затраты на каждую из них. В завершение мы внедрили CRM-систему, упростили процесс продаж, и повысили эффективность работы продавцов на 25%.

Комиссия отметила правильность этапов выполнения проекта, практическую значимость, мою личную высокую осведомленность в специфике этого бизнеса и глубину проработки проблемы. 

Я планирую развивать свою карьеру в этой же компании («Пермский Завод Упаковки»), развивать ее маркетинговую деятельность, продолжать проводить Digital-трансформацию, усилять ее конкурентоспособность и ориентированность на клиентов.

Тема работы – «Разработка стратегии развития частной начальной школы», 10 баллов

Научный руководитель – Дмитрий Кашин.

Анастасия Борисова, образовательная программа «Управление бизнесом»

Анастасия Борисова, образовательная программа «Управление бизнесом»

Почему стратегия развития? Мне хотелось применить на практике знания стратегического анализа и планирования, приобретенные в ходе обучения, чтобы в будущем адаптировать разработанный подход для разработки стратегии своей компании или компании, в которой буду работать. Мне кажется, что стратегический менеджмент очень важен для компаний любого размера: во-первых, он помогает понять, какой мы хотим видеть нашу компанию через несколько лет, и, во-вторых, систематизировать наши действия относительно достижения этой цели.

Почему частные школы? Параллельно со своим обучением в Вышке я занималась преподаванием математики для школьников, воспринимаю это как хобби, это приносит мне удовольствие. Я успела почувствовать, какие недостатки существуют у государственного сектора школьного образования, и, как человеку, который мыслит масштабно, мне хочется улучшить качество школьного образования, демонстрируя свой подход к образованию, а реализовать это можно как раз через деятельность частных школ. Таким образом, я решила, что мне надо объединить сферу, связанную с моим интересом/хобби, и навык стратегического планирования, который я бы хотела развить. Удалось найти частную школу, ценности которой мне близки, и в итоге получилась тема работы.

По ходу изучения дисциплин в Вышке мы часто выполняли проекты, где в пример нужно было брать реальные компании, в такие моменты я выбирала частные школы, благо, моя команда была не против. Так, на «Анализе отраслевых рынков» (преподаватель – Редькина Анастасия Юрьевна) мы изучали рынок частных школ по состоянию на 2019 год. На «Управлении человеческими ресурсами» (преподаватель – Полосухина Марина Анатольевна) разрабатывали систему управления персоналом для частной школы. Понятно, что в своей дипломной работе я проводила более глубокий анализ, но эти работы мне немного помогли.

Обычно при написании подобных работ мне комфортнее справляться самостоятельно, а еще у меня есть привычка делать все в последний момент, поэтому с моим научным руководителем – Дмитрием Викторовичем, мы работали не так часто. Однако в моменты нашего взаимодействия наша работа была очень эффективной: Дмитрий Викторович быстро отвечал на мои сообщения, давал очень четкие рекомендации, а также важные напутствия. Большое спасибо!

Актуальность моей работы состоит в том, что на пермском рынке растет спрос на услуги частных школ, в последние 5 лет – каждый год открывалась новая частная школа, конкуренция между ними растет, и чтобы поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, школе нужно иметь стратегию развития. Как по мне, самое главное в разработке стратегии развития – глубокий стратегический анализ. В своем исследовании я провела анализ пяти составляющих: анализ отраслевого рынка, анализ клиентов, анализ конкурентов, анализ внешней среды и самой компании, при этом объединив качественные и количественные методы. Результаты такого стратегического анализа помогают наиболее точно определить приоритетные стратегические ориентиры.

Тема работы – «Прогнозирование цен на электроэнергию в России: пространственный подход», 10 баллов

Научный руководитель – Евгения Шенкман.

Дарья Филиппова, образовательная программа «Экономика»

Дарья Филиппова, образовательная программа «Экономика»

Актуальность исследования обусловлена потребностью в получении более обоснованного представления о перспективных уровнях цен в целях оптимизации своей деятельности на рынке. Однако значительная волатильность усложняет процесс принятия решений участниками рынка, что способствует менее эффективному прогнозированию цен. Тем не менее, несколько зарубежных академических исследований показали, что особенности рынка электроэнергии могут повлиять на появление пространственного взаимодействия между регионами, учет которого может значительно повысить качество прогноза.​ Стоит также отметить, что аналогичные исследования на отечественных данных ранее не проводились.

Это исследование я еще начала со второго курса в рамках написания курсовой работы. Впоследствии специфика исследования заинтересовала меня, поэтому я продолжила развивать работу на третьем и четвертом курсе. На протяжении всех этих лет мне всегда приходила на помощь Шенкман Евгения Андреевна – мой научный руководитель. Без ее поддержки, советов и консультаций справиться с работой было бы крайне трудно.

Тема работы – «Детерминанты рыночной стоимости клубов НБА», 10 баллов

Научный руководитель – Анна Быкова.

Юлия Поплевина, образовательная программа «Экономика»

Юлия Поплевина, образовательная программа «Экономика»

Мы писали ВКР в паре с Ханбековой Ариной. Работу над темой «Детерминанты рыночной стоимости клубов НБА» начали ещё на 3 курсе, а в целом экономику спорта изучали ещё со 2 курса. Все три года нашим научным руководителем была Быкова Анна Андреевна. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что на рыночную стоимость клубов НБА влияют три группы показателей: спортивные результаты команды, результаты финансовой деятельности и факторы спроса.

Также в ВКР мы более подробно изучили влияние фактора наличия звёздных игроков в команде. Это показатель, который оказывает влияние не только на саму рыночную стоимость, но и на все вышеописанные группы детерминантов. Более того, в работе был описан совместный эффект наличия звёздных игроков в команде и средней посещаемости матчей. Оказалось, что посещаемость матчей влияет на рыночную стоимость клубов только при наличии в составе звёздных игроков. То есть люди приходят смотреть именно на спортивное зрелище, которое обеспечивают именно звёздные игроки. 

Что касается практического применения, мы подчеркнули важность концепции управления талерами и необходимость инвестиций в человеческий капитал.
С комиссией получился немного забавный случай. Члены комиссии были немного шокированы тем, что тему баскетбола и спорта в целом выбрали две хрупкие девочки. Многие члены комиссии не так подробно разбираются в баскетболе, поэтому задавали вопросы как по теме исследования , так и о спорте в целом. Интересовались возможностью проведения похожих исследований на российских клубах. В целом, комиссией был отмечен факт глубокой проработки как эмпирических исследований по теме, так и в целом обширных познаний в теме баскетбола.

Тема работы – «Разработка программного комплекса для анализа МРТ снимков головного мозга в период острой нехватки мозгового кровообращения», 9 баллов

Научный руководитель – Софья Куликова.

Елена Русакова, образовательная программа «Бизнес-информатика»

Елена Русакова, образовательная программа «Бизнес-информатика»

До 4 курса я не занималась данной темой, но когда пришло время думать о дипломной работе от сотрудника научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований (Собянина Кирилла Валентиновича) пришло предложение поучаствовать в проекте, который связан с анализом МРТ снимков в период ОМНК. Я решила взять работу над проектом в качестве диплома и мою идею одобрили!

В дипломной работе были предложены и применены комбинированная функция потерь и метрики. Была обучена и протестирована U-Net модель с пред обученным на базе ImageNet кодировщиком EfficientNet B4. Стоит отметить, что модель была обучена на ДВИ снимках, которые были получены от неврологического отделения городской клинической больницы № 4 города Перми.

Практическое применение исследования – это локализация очагов ишемического инсульта на ДВИ снимках. Я планирую продолжать работу над этим проектом. Созданную модель, после ее совершенствования с помощью подходов deep learning, можно будет использовать для разметки снимков или для обучения созданной модели на КТ-снимках. Данное исследование можно продолжить и расширить до определения этиологии очага ишемического инсульта (задача многоклассовый семантической сегментации).

Тема работы – «Система анализа нормативных правовых актов: разработка модуля вычисления семантической близости документов», 9 баллов

Научный руководитель – Вячеслав Ланин.

Алена Иксанова, образовательная программа «Программная инженерия»

Алена Иксанова, образовательная программа «Программная инженерия»

Разработкой системы анализа нормативных правовых актов мы совместно с Романом Салаховым и Анной Гуровой занимались под руководством Вячеслава Владимировича Ланина практически с начала этого учебного года – сперва в рамках командного проекта по программной инженерии, затем дорабатывали модули системы как наши выпускные квалификационные работы. В результате нам удалось сделать рабочую систему, состоящую из трех модулей: модуля семантического аннотирования текста, модуля вычисления семантической близости документов и модуля идентификации связей докуметов.

Модуль вычисления семантической близости, над которым я работала, позволяет определить, насколько два документа схожи между собой по семантическому содержанию, или смыслу. Он использует для анализа семантические аннотации, получаемые в результате работы модуля семантического аннотирования текста, что позволяет анализировать документы, принимая во внимание только значимые слова. В свою очередь, числовые метрики, рассчитываемые модулем вычисления семантической близости, позволяют модулю идентификации связей между документами выявлять неявные ссылки. между различными нормативными правовыми актами.

Практическая значимость результатов работы заключается в возможности применения системы в законотворческой и правоприменительной деятельности. Так, с ее помощью можно автоматизировать процесс анализа нормативных правовых актов с целью определения различных взаимосвязей между ними. Этот инструмент может быть полезен как специалистам в области законотворческой и правоприменительной деятельности, так и студентам, обучающимся на юридических специальностях.

Возможно, я продолжу это исследование в магистратуре, поскольку разработанный модуль можно доработать так, чтобы он позволял производить более глубокий анализ документов и не только определять смысловую близость, но и находить, к примеру, противоречия между различными законодательными актами, что было бы очень полезно для специалистов, которые их разрабатывают.

Тема работы – «Разработка сервиса для проведения видеоконференций в Интернете по принципу Р2Р», 10 баллов

Научные руководители – Денис Кузнецов, Гульшат Рустамханова.

Арсений Неустроев, образовательная программа «Программная инженерия»

Арсений Неустроев, образовательная программа «Программная инженерия»

Я начал заниматься данной темой при подготовке курсовой работы на 3 курсе. Тогда целью стала разработка прототипа с использованием стека WebRTC, который позволяет передавать данные напрямую между браузерами различных устройств. В этом году была задача привести прототип к пригодному для эксплуатации виду: создание необходимой инфраструктуры для работы с высокой нагрузкой, оптимизации клиентской части, разбиение серверной части на микросервисы, подключение инструментов для мониторинга и алертов.

В итоге нагрузочные испытания показали возможность продукта работать при большом количестве пользователей, а развёрнутая инфраструктура имеет большой потенциал масштабирования. Продукт проходит апробацию в одной из пермских компаний.

Основное практическое применение – это проведение конфиденциальных звонков (собственно, в этом преимущество P2P-подхода, видео и звук пользователей не обрабатываются на сервере, поэтому возможность утечки данных минимальна). Такое важно в деятельности различных компаний, например, при общении подчинённого и его руководителя, или при передаче сведений, которые содержат коммерческую тайну.

В целом, исследование можно считать завершёнными, поскольку основная задача достигнута, продуктом можно пользоваться. Вероятно, вернусь к данной работе через какое-то время для того, чтобы сделать продукт полностью децентрализованным в соответствии с концептом Web3, но для этого нужно получить соответствующую экспертизу, которой пока нет.

Тема работы – «Использование акторного подхода для системы управления разработкой аналитических систем», 10 баллов

Научный руководитель – Ольга Викентьева.

Тимофей Прибылев, образовательная программа «Программная инженерия»

Тимофей Прибылев, образовательная программа «Программная инженерия»

Я задумался об исследовании в области подходов к управлению бизнес-процессами в июне 2021 года. Тогда я стал работать аналитиком в проекте по разработке системы управления разработкой моделей машинного обучения, и мы формировали свой подход для этой системы. Основывались мы на практическом опыте – в компании уже было несколько подобных проектов для внешних заказчиков, и мы начинали разработку внутреннего продукта уже с учётом этого опыта.

При этом у меня было желание разобраться также и в опыте других компаний. Для этого я изучал связанные с темой исследования, и обнаружил, что наш подход очень похож на другие, описанные исследователями, и при этом не содержит некоторых интересных особенностей, описанных в статьях. Так я и взялся за полноценное исследование и разработку нового подхода.

В итоге я провел анализ особенностей области разработки аналитических систем, анализ разных подходов к управлению бизнес-процессами, и на основе полученных данных составил новый подход, учитывающий особенности области применения. Для подтверждения применимости данного подхода я также сделал прототип приложения для него.

С этим исследованием я выступил на конференции SYRCoSE и подал его на публикацию в журнале «Труды ИСП РАН». Кроме того, мы внедрили результаты моего исследования в наш продукт, который уже начинаем внедрять заказчикам. В дальнейшем я хочу продолжить работу над развитием этой темы. В исследовании я обозначил возможные направления будущих исследований, и я хочу пройти по этим направлениям.

Тема работы – «Жанровая живопись Ким Чжунгына в период открытия Кореи как исторический источник», 10 баллов

Научный руководитель – Динара Гагарина.

Вероника Ким-Истомина, образовательная программа «История»

Вероника Ким-Истомина, образовательная программа «История»

Впервые заниматься работами Ким Чжунгына я начала на 3 курсе во время прохождения годовой дисциплины «Культура и искусство изучаемого региона (Корея)» под руководством кандидата искуствоведческих наук Елены Анатольевны Хохловой. В рамках курса каждый студент выбирал предмет искусства, о котором он проводил исследование и писал научное эссе. Эссе послужило началом моей курсовой, а после – дипломной работы. Я исследовала жанровую живопись Ким Чжунгына в течение 2-х лет, мне удалось опубликовать 2 статьи и представить результаты работы на корееведческой конференции в Казанском федеральном университете.

Сегодня правительство Республики Корея активно продвигает корейскую культуру по всему миру: K-drama, K-pop, K-fashion, K-beauty, K-food, K-art и т.п. Подобное происходило и в изучаемый период. В период открытия Кореи прибывавшие на полуостров иностранцы приобретали предметы искусства. В их число вошли и рисунки Ким Чжунгына, которые использовались в качестве иллюстраций в книгах и вошли в коллекции музеев. Так Ким Чжунгын стал первым корейским художником, чье имя узнал Запад.

В своей дипломной работе я провела источниковедческий анализ жанровой живописи Ким Чжунгына и выявила её потенциал для изучения периода открытия Кореи. Особое внимание в работе уделяется в том числе и рассмотрению особенностей производства рисунков и их сюжетной составляющей. В заключении делается вывод, что рисунки Ким Чжунгына обладают исторической значимостью, так как содержат важные культурные и этнографические сведения, отражающие эпоху позднего Чосона и корейской империи. В настоящее время работы, посвященные данному вопросу, отсутствуют как в отечественной, так и зарубежной историографии.

На протяжении 4-х лет в бакалавриате у меня практически не было каникул и выходных. Я регулярно участвовала в корееведческих конференциях и семинарах, олимпиадах и программах мобильности, работала волонтером в экологических и культурных проектах. Это был тяжелый, но очень ценный опыт, который позволил мне поступить на магистерскую программу по корееведению. Уже в августе я начну обучение в новом для себя месте и надеюсь, что приобретенные навыки и знания позволят успешно пройти путь до академической карьеры.