• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Оптимизационный пакет» поправок в ФЗ № 44: взгляд эксперта

«Оптимизационный пакет» поправок в ФЗ № 44: взгляд эксперта

© Высшая школа экономики в Перми/Матвей Ефименко

С  1 января 2022 года внесены изменения в ФЗ № 44 от 05.04.2013 года  «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Мы поговорили с  доцентом кафедры гражданского и предпринимательского права НИУ ВШЭ – Пермь,  председателем Общественного совета Министерства по регулированию контрактной системы Пермского края, членом Общественной палаты Пермского края, академическим руководителем программ «Управление государственными и муниципальными закупками» Ларисой Пахомовой о том,  как повлияет на отношения заказчиков и участников закупок «оптимизационный пакет» поправок и где можно пройти обучение для понимания и применения в работе нововведений.

– Лариса Михайловна, что меняется в подходах заказчиков по организации деятельности в области закупок всех уровней и как это повлияет на участников?

– Главные тренды «оптимизационного пакета» поправок, вносящие изменения в Закон о контрактной системе, можно определить как унификация, оптимизация и цифровизация. Они определяются на всех этапах закупочного цикла. Изменения «оптимизационного пакета» поправок в ФЗ № 44 модернизируют как управленческие действия заказчиков, так и должны привести к изменениям локальных и распорядительных актов государственных и муниципальных заказчиков.

К  организационным нововведениям можно отнести приведение в соответствие с новыми требованиями работы комиссий по определению поставщика и организацию действий приемочных комиссий. Члены комиссии по определению поставщиков и члены приемочных комиссий должны теперь подписывать соответствующие протоколы электронной подписью. Отмечу, что участники  закупок уже  в прошлом году столкнулись с  изменениями  Закона об электронной  подписи, которые привели к изменению работы большинства Удостоверяющих центров. Будем надеяться, что в итоге введение электронного документооборота через подписание всех юридически значимых документов электронной подписью все-таки приведет к упрощению  работы заказчиков и участников закупок.

– Что изменяется в процедуре открытого аукциона в электронной форме?

– Это одно из самых интересных изменений в ФЗ № 44. Теперь заявки участников закупок не делятся на две части, как это было в предшествующие годы. Процедура становится более компактной из-за сокращения нескольких видов сроков. Подобные изменения давно были востребованы, и, скорее всего, достаточно быстро приживутся в рамках правоприменительной деятельности как у заказчиков, так и у участников закупок.

– В «оптимизационный пакет» входит введение электронной приемки товаров, работ и услуг – электронное актирование.  Это сделано для упрощения процедуры?

– Введение электронного актирования – это одно из самых важных изменений «оптимизационного пакета» поправок. Электронная приемка  –  это обмен документами о приемке товаров, работ, услуг при исполнении государственных и муниципальных контрактов  в электронном формате посредством функционала личного кабинета заказчика и поставщика. Электронное актирование должно стать началом внедрения в систему контрактных отношений механизма цифровых контрактов, цифрового реестра контрактов и автоматизации платежей. Впоследствии механизм электронного актирования позволит выстроить единую цепочку действий, совершаемых в ЕИС с момента формирования  закупки и проекта контракта до момента поступления информации в цифровой реестр контрактов. Этот процесс будет определять построение единого цикла автоматизации бюджетного и закупочного  цикла в РФ.

– Изменение формы закупочного документооборота тоже связано с введением электронного документооборота и цифровизацией?

– С 1 января 2022 года меняется весь закупочный  документооборот, который действовал в системе контрактных отношений с 2014 года. Главный принцип – введение  структурированных форм документов (и для заказчиков, и для участников закупок). Такая структуризация документооборота приведет  к устранению ошибок, которые могут  допускаться  со стороны всех участников закупочного цикла. Предполагается, что вследствие изменений в системе контрактных отношений будет упрощен порядок работы участников и заказчиков. 

Кроме того, уходит в прошлое документация о закупках по открытым способам определения поставщиков. Документация остается только по закрытым процедурам. Но изменения будут происходить не сразу, они растянуты на несколько лет. Одной из последних дат, которые определены в  рамках обозначенных изменений,  станет 1 апреля 2023 года, когда будет введена обязательная структурированная форма контрактов.

– Какие вводятся механизмы централизации в систему организации  закупок?

– В соответствии с «оптимизационным пакетом» поправок можно централизовать стадию определения поставщиков как для бюджетных учреждений, так и для  унитарных предприятий. Новый, более серьезный этап централизации позволит проводить процедуры в системе контрактных отношений  через деятельность уполномоченных органов или уполномоченных учреждений. Скорее всего, это приведет к более четкой и профессиональной работе на этой стадии закупочного цикла.

– Какие определяются новые подходы к организации контроля в сфере контрактных отношений?

 – Главный вопрос  в части изменения контроля, который предполагается решить в ближайшее время, это его автоматизация. Кроме того, контроль в системе контрактных отношений сейчас максимально затачивается под  активизацию роли общественного контроля.  В целом, в систему контроля закупок вошел риск-ориентированный подход – он должен стать определяющим в рамках развития системы контроля в ближайшие годы.

– В целом, на ваш взгляд, с чем связаны изменения  в ФЗ № 44 и как они повлияют на систему госзакупок?

– Все изменения, которые обозначены в «оптимизационном пакете», направлены на модернизацию контрактных отношений. Пока заказчикам и участникам закупок достаточно тяжело как в части понимания, так и применения новых правил. Но через определенный период времени, и я в этом не сомневаюсь, нам все-таки удастся  выстроить эффективную, простую и максимально  прозрачную систему контрактных отношений.

– На факультете профпереподготовки пермского кампуса НИУ ВШЭ можно пройти обучение на программе повышения квалификации по ФЗ № 44?

– Да. При этом у нас есть два варианта обучения. Базовый курс подойдет для «новичков» в сфере закупок и для тех, кто желает детально (расширенно) изучить нормы №44-ФЗ. Слушатели учатся 3 недели (114 академических часов), занятия проходят очно. Будем набирать группы в апреле, июне и августе 2022 года.

Самые важные изменения законодательства о контрактной системе мы разбираем на продвинутом курсе, ориентированном на уже обученных специалистов в сфере закупок. У нас будут и домашние практические задания, и консультационный разбор на примере ваших рабочих задач. Слушателям выдаем методические материалы. Формат обучения очень удобный – 3 дня лекции, затем онлайн. В завершение программы выдаем удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ (Москва). Сейчас набираем группу на март.

 

Более подробно ознакомиться с информацией о программе повышения квалификации по ФЗ № 44 можно по ссылкам:

базовый курс;

продвинутый курс.

На факультете профпереподготовки НИУ ВШЭ – Пермь также сейчас  идет набор на программу повышения квалификации по ФЗ № 223 и на программу «Эффективное участие в сфере закупок товаров, работ, услуг».

По всем вопросам поступления и обучения на программах обращаться к специалисту факультета профпереподготовки Анне Сергеевне Вачегиной, email: fpp@hse.ru, тел. 8 (342) 205-52-53.