«Оптимизационный пакет» поправок в ФЗ № 44: взгляд эксперта
С 1 января 2022 года внесены изменения в ФЗ № 44 от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Мы поговорили с доцентом кафедры гражданского и предпринимательского права НИУ ВШЭ – Пермь, председателем Общественного совета Министерства по регулированию контрактной системы Пермского края, членом Общественной палаты Пермского края, академическим руководителем программ «Управление государственными и муниципальными закупками» Ларисой Пахомовой о том, как повлияет на отношения заказчиков и участников закупок «оптимизационный пакет» поправок и где можно пройти обучение для понимания и применения в работе нововведений.
– Лариса Михайловна, что меняется в подходах заказчиков по организации деятельности в области закупок всех уровней и как это повлияет на участников?
– Главные тренды «оптимизационного пакета» поправок, вносящие изменения в Закон о контрактной системе, можно определить как унификация, оптимизация и цифровизация. Они определяются на всех этапах закупочного цикла. Изменения «оптимизационного пакета» поправок в ФЗ № 44 модернизируют как управленческие действия заказчиков, так и должны привести к изменениям локальных и распорядительных актов государственных и муниципальных заказчиков.
К организационным нововведениям можно отнести приведение в соответствие с новыми требованиями работы комиссий по определению поставщика и организацию действий приемочных комиссий. Члены комиссии по определению поставщиков и члены приемочных комиссий должны теперь подписывать соответствующие протоколы электронной подписью. Отмечу, что участники закупок уже в прошлом году столкнулись с изменениями Закона об электронной подписи, которые привели к изменению работы большинства Удостоверяющих центров. Будем надеяться, что в итоге введение электронного документооборота через подписание всех юридически значимых документов электронной подписью все-таки приведет к упрощению работы заказчиков и участников закупок.
– Что изменяется в процедуре открытого аукциона в электронной форме?
– Это одно из самых интересных изменений в ФЗ № 44. Теперь заявки участников закупок не делятся на две части, как это было в предшествующие годы. Процедура становится более компактной из-за сокращения нескольких видов сроков. Подобные изменения давно были востребованы, и, скорее всего, достаточно быстро приживутся в рамках правоприменительной деятельности как у заказчиков, так и у участников закупок.
– В «оптимизационный пакет» входит введение электронной приемки товаров, работ и услуг – электронное актирование. Это сделано для упрощения процедуры?
– Введение электронного актирования – это одно из самых важных изменений «оптимизационного пакета» поправок. Электронная приемка – это обмен документами о приемке товаров, работ, услуг при исполнении государственных и муниципальных контрактов в электронном формате посредством функционала личного кабинета заказчика и поставщика. Электронное актирование должно стать началом внедрения в систему контрактных отношений механизма цифровых контрактов, цифрового реестра контрактов и автоматизации платежей. Впоследствии механизм электронного актирования позволит выстроить единую цепочку действий, совершаемых в ЕИС с момента формирования закупки и проекта контракта до момента поступления информации в цифровой реестр контрактов. Этот процесс будет определять построение единого цикла автоматизации бюджетного и закупочного цикла в РФ.
– Изменение формы закупочного документооборота тоже связано с введением электронного документооборота и цифровизацией?
– С 1 января 2022 года меняется весь закупочный документооборот, который действовал в системе контрактных отношений с 2014 года. Главный принцип – введение структурированных форм документов (и для заказчиков, и для участников закупок). Такая структуризация документооборота приведет к устранению ошибок, которые могут допускаться со стороны всех участников закупочного цикла. Предполагается, что вследствие изменений в системе контрактных отношений будет упрощен порядок работы участников и заказчиков.
Кроме того, уходит в прошлое документация о закупках по открытым способам определения поставщиков. Документация остается только по закрытым процедурам. Но изменения будут происходить не сразу, они растянуты на несколько лет. Одной из последних дат, которые определены в рамках обозначенных изменений, станет 1 апреля 2023 года, когда будет введена обязательная структурированная форма контрактов.
– Какие вводятся механизмы централизации в систему организации закупок?
– В соответствии с «оптимизационным пакетом» поправок можно централизовать стадию определения поставщиков как для бюджетных учреждений, так и для унитарных предприятий. Новый, более серьезный этап централизации позволит проводить процедуры в системе контрактных отношений через деятельность уполномоченных органов или уполномоченных учреждений. Скорее всего, это приведет к более четкой и профессиональной работе на этой стадии закупочного цикла.
– Какие определяются новые подходы к организации контроля в сфере контрактных отношений?
– Главный вопрос в части изменения контроля, который предполагается решить в ближайшее время, это его автоматизация. Кроме того, контроль в системе контрактных отношений сейчас максимально затачивается под активизацию роли общественного контроля. В целом, в систему контроля закупок вошел риск-ориентированный подход – он должен стать определяющим в рамках развития системы контроля в ближайшие годы.
– В целом, на ваш взгляд, с чем связаны изменения в ФЗ № 44 и как они повлияют на систему госзакупок?
– Все изменения, которые обозначены в «оптимизационном пакете», направлены на модернизацию контрактных отношений. Пока заказчикам и участникам закупок достаточно тяжело как в части понимания, так и применения новых правил. Но через определенный период времени, и я в этом не сомневаюсь, нам все-таки удастся выстроить эффективную, простую и максимально прозрачную систему контрактных отношений.
– На факультете профпереподготовки пермского кампуса НИУ ВШЭ можно пройти обучение на программе повышения квалификации по ФЗ № 44?
– Да. При этом у нас есть два варианта обучения. Базовый курс подойдет для «новичков» в сфере закупок и для тех, кто желает детально (расширенно) изучить нормы №44-ФЗ. Слушатели учатся 3 недели (114 академических часов), занятия проходят очно. Будем набирать группы в апреле, июне и августе 2022 года.
Самые важные изменения законодательства о контрактной системе мы разбираем на продвинутом курсе, ориентированном на уже обученных специалистов в сфере закупок. У нас будут и домашние практические задания, и консультационный разбор на примере ваших рабочих задач. Слушателям выдаем методические материалы. Формат обучения очень удобный – 3 дня лекции, затем онлайн. В завершение программы выдаем удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ (Москва). Сейчас набираем группу на март.
Более подробно ознакомиться с информацией о программе повышения квалификации по ФЗ № 44 можно по ссылкам:
– базовый курс;
На факультете профпереподготовки НИУ ВШЭ – Пермь также сейчас идет набор на программу повышения квалификации по ФЗ № 223 и на программу «Эффективное участие в сфере закупок товаров, работ, услуг».
По всем вопросам поступления и обучения на программах обращаться к специалисту факультета профпереподготовки Анне Сергеевне Вачегиной, email: fpp@hse.ru, тел. 8 (342) 205-52-53.