Усиление научной компоненты, совместные проекты, специальности: в аспирантуре НИУ ВШЭ – Пермь произошли изменения
С 1 марта начнется прием документов в аспирантскую школу пермского кампуса НИУ ВШЭ. Об изменениях в учебных планах, нововведениях в обучении и особенностях поступления рассказала академический руководитель образовательной программы аспирантуры «Прикладная экономика» Анастасия Божья-Воля.
Об изменениях в учебных планах аспирантуры
В конце 2021 года Минобрнауки России внесло достаточно существенные изменения в процесс подготовки аспирантов. Учебные планы в аспирантуре Вышки сейчас формируются немного иначе.
В траектории обучения аспирантов, которые впервые поступают в этом году, четко выделяется образовательная компонента, научная компонента и практика.
Образовательная компонента – это в первую очередь аспирантский семинар (ранее научно-исследовательский семинар), обязательные дисциплины и вариативные дисциплины. Research Proposal, публикации научных статей, подготовка текста диссертации и участие в научных конференциях выведены с этого года в отдельную научную компоненту. Практическая подготовка, включающая научно-педагогическую и научно-исследовательскую практику, осталась в неизменном виде.
Образовательная компонента при этом была сокращена, чтобы увеличить фокус внимания аспирантов именно на научной компоненте (подготовке статей и диссертации). Аспирантам на первом году обучения предстоит изучить 3 обязательные дисциплины – аспирантский семинар, эконометрика (продвинутый уровень) и макроэкономика (продвинутый уровень), на 2 году обучения одну из вариативных дисциплин, соответствующих исследовательским приоритетам нашей аспирантуры – современные исследования прикладной экономики и поведенческая экономика.
Об аспирантском семинаре
Аспиранты программы участвуют в трех типах аспирантских семинаров: непосредственно аспирантский семинар программы, совместный научный семинар с департаментом экономики и финансов НИУ ВШЭ – Пермь, а также научный семинар Аспирантской школы по экономике НИУ ВШЭ.
Аспирантский семинар включает в себя несколько последовательных содержательных блоков:
развитие навыков инициации научного исследования: определение исследовательской проблемы, анализ степени разработанности и обоснования темы исследования, последующая подготовка расширенного обзора литературы по теме исследования, выбор наиболее подходящих методов исследования;
формирование навыков подготовки научных статей и заявок на исследовательские гранты: выбор подходящего научного журнала, подготовка текста статьи в соответствии с требованиями и особенностями журнала, работа с замечаниями рецензентов;
формирование навыков конструктивного научного обсуждения: оформление академической презентации исследования, выявление сильных и слабых сторон, неточностей и противоречий сторонних исследований, осмысление комментариев и замечаний в отношении собственного исследования;
развитие навыков финализации научного исследования: защита результатов исследования в научном сообществе, подготовка кратких резюмирующих описаний результатов исследования, и др.
На непосредственно аспирантском семинаре программы на 1 году обучения развиваются навыки инициации научного исследования, на 2 году обучения в большей степени формируются навыки подготовки научных статей и заявок на исследовательские гранты и на 3 году обучения развиваются навыки финализации научного исследования.
Совместный научный семинар с департаментом экономики и финансов и научный семинар Аспирантской школы по экономике НИУ ВШЭ направлены, в свою очередь, на формирование у аспирантов навыков конструктивного научного обсуждения.
О научной компоненте
Зачем нужна отдельная научная компонента? Безусловно, аспиранты и раньше должны были планомерно работать над текстом диссертации на протяжении всех трех лет обучения, должны были успеть подготовить 3 научных статьи и ежегодно участвовать в научных конференциях.
Но сейчас четкое выделение «научной компоненты» – это составление плана научной деятельности аспиранта, который включает в себя примерный план выполнения научного исследования и план подготовки диссертации и публикаций. В них излагаются основные научные результаты диссертации.
План научной деятельности будет в большей степени дисциплинировать аспирантов именно в последовательной работе над диссертационным исследованием. При ежегодной аттестации аспирантов будут четко оцениваться более конкретизированные промежуточные результаты в выполнении Плана научной деятельности. Согласитесь, четкий план работы всегда повышает вероятность успеха данной работы – в нашем случае готовности диссертации к защите на момент окончания периода обучения в аспирантуре.
О научных специальностях
Еще одно важное преобразование — это переход от «направлений подготовки» к «научным специальностям». Так, если ранее наша программа «Прикладная экономика» готовила аспирантов по направлению подготовки и профилю 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность), то вновь поступившие в этом году аспиранты будут учиться по новой научной специальности 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика. Тем не менее, они будут по-прежнему защищаться в диссертационном совете НИУ ВШЭ по экономике. По сути, специализация нашей программ только расширилась в направлении Региональная экономика.
О научном проекте
В аспирантуре Высшей школы экономики каждый студент, поступающий в этом году, сразу включается в исследовательский проект одного из научных подразделений. Данный проект, безусловно, будет соответствовать тематике диссертационного исследования. Никакой двойственности не предполагается – научный руководитель вовлекает аспиранта в проект, в котором сам уже участвует. Тематика диссертационного исследования определяется уже с учетом того, в какой научный проект будет вовлечен аспирант.
Участие в научном проекте помогает аспиранту не только развивать исследовательские навыки в команде опытных наставников и единомышленников, но и непосредственно собирать данные для своей диссертации.
Собственно, работа научных руководителей нашей аспирантуре так и была выстроена, но сейчас это стало более формализованным процессом.
О поступлении в аспирантуру в 2022 году
Аспирант, поступающий к нам, должен в первую очередь определиться с наиболее интересной для него тематикой будущего диссертационного исследования. И, соответственно, научным руководителем, с которым он будет работать, и научным проектом, в который он будет вовлечен. Приоритетные направления диссертационных исследований в 2022 г. представлены в соответствующем разделе на сайте нашей программы. В нашей аспирантуре в настоящее время 6 научных руководителей.
Период приема документов в этом году значительно сокращен – с 1 по 31 марта. В апреле уже пройдут все вступительные испытания. Начинать непосредственно подготовку к поступлению нужно заранее. Уже в феврале лучше определиться с научным руководителем и начать обсуждать с ним возможную тематику будущего диссертационного исследования (как это уже сделали несколько наши абитуриентов).
При поступлении мы оцениваем два критерия:
портфолио, где необходимо отразить все достижения абитуриента в научно-исследовательской деятельности за последние 2-3 года, самый важный элемент портфолио – это План-проспект будущего исследования.
вступительные испытания по экономике и по английскому языку.
Вся информация о ходе приемной кампании, требованиях к документам и вступительных экзаменах представлена на нашем сайте https://perm.hse.ru/asp/. На сайте указаны также даты второй волны приема. Но если все 5 бюджетных места заполняться, 2 волны приема не состоится.
По всем вопросам поступления и обучения в аспирантуре можно обращаться:
Академический руководитель образовательной программы аспирантуры "Прикладная экономика"