С Днем студента, Вышка!
25 января в России отмечают Татьянин день или День студента. В честь праздника преподаватели, научные сотрудники, руководители подразделений пермского кампуса НИУ ВШЭ поделились самыми запоминающимися воспоминаниями о своем студенчестве, пожеланиями и советами о том, как максимально интересно и продуктивно провести это время. А студенты рассказали, что для них означает учиться в Вышке.
Иван Сиротин, студент образовательной программы «Управление бизнесом»
Соня Шаврина, студентка образовательной программы «Управление бизнесом»
Соня Старкова, студентка образовательной программы «Юриспруденция»
Кирилл Жигилий, студент образовательной программы «История»
Арыстан Тусип, студент образовательной программы «Иностранные языки и международная коммуникация в бизнесе»
Искренне поздравляю всех с этим прекраснейшим днём! Все мы вышкинцы, а это что-то да значит! Удачных всем сессий, приятных преподавателей, никаких долгов и безмятежных выходных.
Марина Завертяева, доцент департамента экономики и финансов, научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов
Самые теплые воспоминания о студенчестве и учебе в Вышке связаны с общежитием. Именно там я встретила дорогих мне людей, к которым можно было в любой момент зайти на чай, когда радостно и когда грустно. Там мы вместе готовились к экзаменам и могли помочь друг другу с решением сложных задач. Пели песни Muse и Radiohead под гитару, ходили гулять до ночи (и не всегда успевали вернуться к закрытию общежития), устраивали тренировки по футболу, ходили на ЧГК, смотрели вместе фильмы... Вышка дала мне очень много и научила многому, но самое дорогое – это люди, которых я в ней встретила, которые были рядом эти 5 лет, а многие рядом до сих пор. И сейчас, когда я прохожу мимо общежития Вышки, смотрю в «свои» окна 417 и 410, мне становится очень тепло и радостно.
Владлена Марквирер, преподаватель кафедры информационных технологий в бизнесе
Во время обучения было тяжело временами, много дедлайнов и интересных задач. С ребятами старались совместно готовить билеты для подготовки к экзаменам, чтобы распределить время подготовки эффективно. По любому вопросу можно было обратиться к преподавателям, ныне коллегам, и/или в учебный офис – всегда находились ответы и способы решения проблем! Учиться было с одной стороны сложно, но с другой – познавательно и очень интересно.
Хотелось бы передать студентам следующую истину: общайтесь с ребятами из своего потока и с ребятами старше, делитесь опытом и лайфхаками, будьте всегда в тонусе, не сдавайтесь, если что-то не получается! Все прошли через трудности и вы пройдёте!
Елена Шадрина, заместитель директора по науке
Люблю и помню свои студенческие годы. И сейчас понимаю еще больше, что студенчество – это удивительно полезное и приятное время. Ты все свое время и энергию можешь сосредоточить на изучении и познании чего-то нового! И все это в окружении таких же счастливых людей как ты!
Наибольшее впечатление оставили именно наши преподаватели и мой научный руководитель Раиса Германовна Андаева. Она научила меня любить студентов, не бояться сложных вопросов и критики, писать научные работы. Она научила меня видеть и понимать ритм и красоту древнерусских икон. Ее принципы и приемы преподавания я использую в своей практике. Желаю студентам осознать, насколько замечательное сейчас у них время и успевать наслаждаться им, обогащая свои знания и компетенции.
Дмитрий Кашин, начальник отдела международного сотрудничества
Круговорот учебных и внеучебных событий в студенческие годы я вспоминаю с особым теплом. Одно из ярких воспоминаний со старших курсов бакалавриата – участие и, как получилось в дальнейшем, победа, на кейс-чемпионате UFLL компании Unilever. Помню, как наша команда из трех студентов-экономистов «Red Stallions» получила приглашение на финальный этап в Лондоне – радости не было границ, как и не было границ для творчества в заданиях, которые получили, необходимо было разработать маркетинговую стратегию для бренда Sunsilk.
Будучи студентами четвертого курса мы чередовали учебу с ежедневными встречами и обсуждением нашего выступления – это было захватывающее время новых идей и открытий, помнится, что порой было по-настоящему challenging – приходилось успевать везде. Но мы справились и выпускной курс всегда вспоминаю как один из самых увлекательных!
Мария Молодчик, профессор департамента экономики и финансов, научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов
Студенчество – это здорово! То время запомнилось мне какой-то безудержной энергией, когда можешь не спать ночами, обсуждая с одногруппниками лабораторную работу, когда можешь в минус тридцать идти на лыжах, потому что это предложил твой любимый человек (не посмотрев на градусник за окном), когда соглашаешься на любую техническую работу, чтобы иметь карманные деньги, когда каждой клеточкой ощущаешь, что все еще впереди!
Всех причастных – с днем студента!!!
Евгения Плотникова, заведующая кафедрой информационных технологий в бизнесе, академический руководитель магистратуры «Информационные технологии в управлении предприятием»
Студенческие годы – лучшие в моей жизни! Мы были очень дружны со своими сокурсниками, со многими общаемся и дружим до сих пор. У нас были замечательные преподаватели: А.А. Поздеев – д.т.н., профессор, член корреспондент АН СССР, Г.Л. Колмогоров – д.т.н., профессор, А.А. Лежнева – к.ф.-м.н., доцент и др. Мы с интересом учились и активно занимались общественной деятельностью.
С особым чувством вспоминается стройотрядовское движение, которое научило нас самостоятельности. Я прошла его от рядового бойца, до командира зоны «Машиностроитель». Это была школа жизни!
Хотелось бы пожелать современным студентам активно и интересно учиться, общаться, чтоб было о чем вспомнить в дальнейшем!
Елена Зуева, руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»
Я училась на экономическом факультете госуниверситета. Каждый год у нас была практика на заводах. Вот там для меня и раскрылась реальная экономика, там я поняла, что такое работа экономиста, и это было самое глубокое впечатление от моей учебы. Еще одно незабываемое впечатление получила летом после 1 курса, когда нас, 18- летних девочек, послали читать лекции по разным экономическим вопросам по Пермской области. Мы ездили по городам и селам и познавали жизнь. Надо сказать, это было испытание на прочность.
Светлана Белых, академический руководитель образовательной программы «Экономика»
Начну с того, что моё студенчество прошло в тех же стенах, что и у нынешних студентов, ведь я окончила НИУ ВШЭ – Пермь и программу «Экономика». Хотя не совсем в тех же стенах, тогда у Вышки было только 2 корпуса: первый (на Студенческой) и второй (здание Лицея № 10 на Технической). Помню, как мы бегали между ними. Могли пару раз за день сходить туда-сюда! А дойти (к концу месяца иногда студенты остаются без денег на проезд) к первой паре из общежития на Уинской в метель – это отдельная песня.
Воспоминания порой напоминают хоррор! У нас было 5 лет обучения и 5!!! сессий в году. У нас не было ограничений, что мы можем изучать только 5 дисциплин в модуле, как у нынешних студентов, и нам вечно ставили по 5-6 пар, включая субботу, поэтому жизнь не казалась нам сказкой все 5 лет!
А ещё у нас был ГОСник (сейчас на ОП «Экономика» его нет). И именно мой поток его сдавал ДВАЖДЫ, так как результаты первой сдачи были аннулированы!
Но несмотря ни на что, сейчас я понимаю, что мечта поступить в Вышку, реализовавшаяся тогда, была отправной точкой не только к огромному объему знаний, которые в нас заложили наши прекрасные преподаватели, но и тем, что помогло выработать характер! Не сдаваться! Идти до конца, стиснув зубы! Верить, что завтра станет легче.
Спасибо, Вышка!
Вышка – это навсегда!
Софья Куликова, доцент департамента экономики и финансов, научный сотрудник НУЛ МЭИ
Для меня студенческие годы – это путешествие-приключение во взрослую жизнь, захватывающее и незабываемое. Ещё вчера ты сидел за школьной партой, а сегодня ты уже студент одного из лучших столичных вузов. Всё вокруг такое новое, такое непривычное, твои учителя – живые легенды, и кажется, что вот-вот и перед тобой откроются все тайны мироздания. Поступив на первый курс физтеха, это чувство эйфории меня захлестнуло настолько, что даже умопомрачительные нагрузки не смогли подавить этот настрой: а ведь занятия, которые начинались в 9 утра, иногда длились и до 8 вечера!
Но если вы думаете, что с таким графиком у нас не было никаких других увлечений, то сильно ошибаетесь! Были и спортивные соревнования по степ-аэробике, и выступления в составе черлидинг-команды на Матче Века (это 24х-часовой нон-стоп футбольный матч между командами МФТИ и МГУ), и спелеологический поход в пещеры Крыма (знаете, после того как поболтаешься немножно на одной верёвке в полной темноте в 100-метровом колодце, никакой госэкзамен уже не страшен), и даже прыжок с парашютом. Да что тут говорить, каждый день – это была новая история, новый вызов и новые победы. Мне хочется, чтобы и у нынешних студентов была такая же насыщенная жизнь, полная незабываемых офлайн-впечатлений!
Карина Аленина, руководитель бизнес-инкубатора «Навигатор возможностей»
Несмотря на то, что закончила я не Вышку, о студенческих годах у меня сохранилось очень много приятных и радостных воспоминаний… Но они, как правило, не про саму учебу…
А если без шуток, то студенческим годам я благодарна, прежде всего, за друзей, кругозор и стрессоустойчивость. Уверена, что, как бы ни было тяжело в учении, вы все-равно потом будете вспоминать этот период как лучшие годы своей жизни!
Анна Быкова, доцент департамента экономики и финансов, научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов, руководитель Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства в Пермском крае
Один из самых запоминающихся моментов, до сих пор вызывающих содрогание, – весенняя сессия на 3 курсе, когда мы сдавали эконометрику Владимиру Витальевичу Чичагову и Марине Владимировне Радионовой и ТОРы (прим. – теория отраслевых рынков) Анастасии Юрьевне Редькиной. Экзамены стояли через день! На секундочку, экзамен по эконометрике был письменный и включал в себя помимо теста еще и теоретические вопросы, а ТОРы... Ох, все, кто учился у Анастасии Юрьевны меня поймут. Нужно решить пять задач чтобы получить допуск для возможности вытянуть билет и ответить устно на два вопроса. К слову, тогда отличная оценка начиналось с 85 баллов и ни о каком округлении речи не было, 84 – это 84, то есть 8, то есть «хорошо».
Навсегда в памяти момент, когда в воскресенье, накануне экзамена по эконометрике, я начала готовиться к экзамену по ТОРам, запланированному на среду! Понимаете? Тебе сдавать экзамен по одному предмету завтра, но ты понимаешь, что полтора дня для другого будет мало и начинаешь готовиться к следующему, не сдав еще предыдущий! Как нам после этой сессии говорили старшекурсники: «Теперь можете считать себя настоящими студентами!»
Какой из этого вывод и урок? Вышка научила меня одновременной работе над несколькими сложными задачами в условиях ооочень ограниченного времени! Успевать все качественно и в срок, организовывать и планировать свое время максимально эффективно – мое пожелание нынешним студентам! С Днем студента!
Анастасия Божья-Воля, руководитель аспирантской школы НИУ ВШЭ – Пермь, руководитель магистратуры «Финансовые стратегии и аналитика»
С периодом студенчества у меня связаны очень радостные воспоминания. Это было комьюнити жизнерадостных целеустремленных сокурсников. Я поступила в Вышку из обычной школы Пермского края, поэтому учеба стала для меня серьезным «челенджем». Кроме того, переезд в общежитие сразу заставил стать гораздо более самостоятельной, ответственной и дисциплинированной. Я помню, что мы очень много учились, но свободное время мы всегда проводили очень разнообразно и насыщенно. Главное, мы были уверены, что все в наших руках – все наши будущие достижения в жизни зависят только от наших инвестиций в себя!
После пермской Вышки я училась в магистратуре московской Вышки. Уже пришлось совмещать работу с 9:00 до 18:00 с учебой с 18:30 до 21:30 – конечно, было сложно. Но когда работаешь по специальности, такое совмещение дает большой синергетический эффект. Повысившееся благосостояние при этом позволило изменить и качество досуга – музеи, театры, выставки, кемпинги и ночные клубы, конечно.
В общем, студенческие годы – это ограниченный период максимальных инвестиций в себя и наиболее яркого времяпровождения с друзьями.
Ольга Викентьева, доцент кафедры информационных технологий в бизнесе
Сразу же приходит на ум поездка на картошку на 1 и 2 курсах. Познакомиться в неформальной обстановке с новыми товарищами было интересно и полезно. Мы ездили в Чернушенский район и около 3 недель работали в колхозе. Это воспринималось абсолютно нормально на тот момент, скорее, как приключение, а не дискомфорт. Пекли картошку на костре, играли на гитаре, отмечали дни рождения.
Достаточно сложным получился для меня 1 курс. Перейти из школы, где «учеба была в первую очередь нужна учителям и родителям», в другую систему, где ты сам за себя отвечаешь, было для меня достаточно проблемно. Может быть, поэтому я сейчас даю 1 курсу достаточно много времени на адаптацию: 1 и 2 модули. Одним из самых любимых предметов у меня была дискретная математика, благодаря замечательному Александру Евгеньевичу Соловьеву, доценту пермского политеха. Он очень интересно умел рассказывать про достаточно сложные вещи, в интернете есть его книга «Дискретная математика без формул», очень советую прочитать все студентам БИ и ПИ. Он был очень строгим экзаменатором, экзамены мы сдавали устно по билетам и сдать экзамен на отличную оценку было очень нелегко. Но у меня за дискретку была 5!
А вот программирование мне не нравилось. Возможно, потому что персональных компьютеров тогда не было, а работали мы на ЕС ЭВМ и все программы сначала отдавали на вычислительный центр, чтобы девочки-операторы набили текст на перфокартах. На перфокартах была куча синтаксических ошибок, мы их исправляли, получали перфокарты с новыми ошибками… В общем то, что сейчас у студентов занимает максимум неделю, приходилось делать целый семестр, а то и больше. На старших курсах отношение к учебе поменялось, стало более ответственным, появилось понимание того, в чем состоит профессия.
Конечно, в чем-то нам учиться было сложнее, чем современным студентам. Как я уже говорила, не было персональных компьютеров, многие вещи мы изучали только в теории, практики не хватало. Но зато теорию мы знали очень хорошо, т.к. все экзамены были устными и нужно было не только привести решение задачи, но и обосновать, почему именно этот вариант решения необходимо использовать. Не было и такого количества разнообразной и легко доступной информации, как сейчас. Приходилось идти в библиотеку, сидеть в читальном зале. Если пропускал лекцию, то не было ни презентаций, ни видеозаписей лекций. Брали конспекты у своих более ответственных товарищей и переписывали материал. Особенно напряженными были дни перед экзаменом. Ксероксов тоже кстати не было, а нужный материал мог оказаться только у одного студента, который сам в это время готовится к экзамену… И рейтинга тоже не было. Можно было ходить на пары, выполнять задания (или не выполнять), но оценка ставилась только за ответ на экзамене. Автоматы тоже были редкостью, за 5 лет учебы я только за одну дисциплину смогла получить оценку автоматом. На экзамен я всегда ходила в первой пятерке (заходили в аудиторию строго по 5 человек), отвечала тоже либо первой, либо второй. Сейчас, будучи сама преподавателем, я знаю, что именно первых всегда и спрашивают по полной программе.
Я с большой благодарностью вспоминаю преподавателей выпускающей кафедры, на тот момент это была кафедра автоматизированных систем управления Пермского политехнического института. Те знания, которые я получила с их помощью, стали хорошим фундаментом для всего нового, что пришло в разработку программных и информационных систем позже.
Алексей Кычкин, заведующий НУЛ МЭИ
Раньше, чтобы сдать лабораторную работу нужно было принести отчет и программу на дискете. Это уже были не 5-ти, а 3.5 дюймовые дискеты, поэтому мы их не особо берегли. Часто дискеты носили в рюкзаках, пакетах, карманах, они от этого выходили из строя и файлы терялись навсегда. Это было досадно... Чтобы усилия не пропадали даром нужно было при себе всегда иметь 2, а лучше 3 разных дискеты с копиями одних и тех же файлов. На самом деле, были случаи, когда программа была большой и для ее переноса требовалось 5-7 дискет, на каждой из которых был фрагмент архива. Это была действительно удача, когда все читалось с первого раза!
Кстати, многие забывчивые студенты пользовались плохими дискетами, чтобы получить от преподавателя разрешение принести свою работу через неделю. Несмотря на то, что дискеты уже в прошлом, у меня до сих пор хранятся самые «лучшие» экземпляры с отчетами!
Марина Шеина, старший преподаватель департамента экономики и финансов
Для меня студенческие годы – это поездки на картошку каждый сентябрь, ночевки на полатях на овечьих шкурах, университетский театр миниатюр, с которым мы занимали призовые места на городской студенческой весне, студенческий хор, туристические слеты. Стройотряды – три лета в северных регионах Пермского края, в лесу, где вокруг деревеньки нет жилья на сотню километров. Студенческий отряд бортпроводников два лета, когда я побывала в большом числе городов СССР. Студенчество для меня – незабываемая и неповторимая часть жизни.