• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НОТ: от ремесленников до цифровых двойников

На открытой лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу» и Лектория музея PERMM академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом» Дмитрий Артемьев и академический руководитель магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» Дмитрий Гергерт рассказали о развитии методов рациональной организации труда и повышения производительности – от древнеегипетских пирамид до современной диджитализации. 

Так, первые элементы контроля и планирования использовались еще в 4 веке до нашей эры при строительстве пирамид в Египте. Китайцы модернизировали их подход, затем были созданы принципы специализации производства, основы логистики и т.п. Например, в 15 веке в Италии появились операции кодирования изделий, начинается разделение труда и специализация производства. 

Собственно основы научного менеджмента в конце 19 века заложили Адам Смит и Фредерик Тейлор – это планирование и составление операций. Тейлор первым стал изучать операции на производстве, делать хронометраж, анализировать, чтобы увеличить их эффективность, сделать стандартом. Тогда это был первый шаг к автоматизации производства — конвейеру Генри Форда. 

Именно двадцатый век стал временем становления научного подхода к управлению, когда были разработаны основные его принципы. Так, графики Ганта до сих пор используются в производстве, исследования Элтона Мэйо («хотторнские эксперименты») стали основой HR-менеджмента, развития мотивационных программ. В 1950-е годы с Эдварда Деминга начался процесс контроля качества, его известные схемы – спланировать работу, произвести, проверить и проанализировать, чтобы внести изменения.

В 1960-е годы развиваются понятия производства и операции, в 1970-е годы разрабатывается модель производственной стратегии 5Р: plants, parts, processes, people, рlanning and Control Systems. Эти 5 элементов нужно контролировать, чтобы эффективно развивать производственную систему.  

В 1980-е годы происходит сертификация компаний по системам менеджмента качества на глобальном уровне, реинжиниринг бизнес-процессов. До этого все компании управлялись по принципу функционального разделения (по отделам), а Майкл Хаммер и Джеймс Чампи объяснили, что объектом управления должен стать процесс. Фрэнк и Лилиан Гилберт доказали, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы, повысили эффективность работы на 50% и даже выиграли спор у опытного каменщика, сделав его работу быстрее (возвели стену).

В Советском союзе тоже были свои разработки. Так, Алексей Гастев выдвинул концепцию узкого места, поиск которого необходимо начинать при любом совершенствовании производства, относится к классической школе менеджмента и считается одним из основателей научной организации труда. Гастев был знаком с Фредериком Тейлором, вел с ним переписку. И лекция проходила в рамках Лектория музея PERMM к выставке «Гастев. Как надо работать».

Эволюция развития операционного менеджмента привела к концепции «цифровых двойников», которая актуальна сегодня. Это цифровая копия процесса, помогающая оптимизировать эффективность производства, делать более качественные продукты.

В рамках второй части лекции слушатели разделились на группы, почувствовали себя «на производстве», и в игровой форме увидели, как порой очевидные решения могут повысить производительность и качество продукции (даже бумажных самолетиков). 

Дмитрий Артемьев, академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом»

Дмитрий Артемьев,  академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом»

Наша лекция –  это ретроспектива того, как развивался научный подход к управлению, а научная организация труда – отдельный элемент системы управления. И наша задача была показать, что все современные методы и инструменты цифровизации и автоматизации были бы невозможны без тех исторических аспектов, с которых начался научный подход к управлению.

Можно выделить несколько базовых периодов развития операционого менеджмента: период фокуса на издержки, когда нужно было достичь операционного совершенства, период управления качеством (разрабатываются стандарты), современный период научного подхода к управлению – концепция цифровых двойников.