• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наталья Руднова об участии в программе постдоков

Наталья Руднова об участии в программе постдоков

Руднова Наталья Александровна

Департамент иностранных языков: Научный сотрудник

Участие в Программе привлечения российских постдоков можно сравнить с прыжком в неизвестность, ведь по условиям Программы ее участники не могут иметь опыта работы, учебы в аспирантуре или защиты диссертации в Высшей школе экономики. Это значит, что нередки случаи, когда будущие постдоки знают о Вышке только понаслышке.

Для того чтобы избавить участников от лишнего стресса и заранее рассказать о возможностях программы, условиях участия в ней и академической среде Вышки, в 2021 году был запущен сервис консультаций с российскими постдоками. На консультациях участники могут задать будущим коллегам все интересующие вопросы. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо оставить заявку на участие в консультации на сайте «Российские постдоки НИУ ВШЭ». Онлайн-встречи проходят по четвергам в 12.00 по московскому времени. Консультируют кандидатов участники Актива российских постдоков.

Мы спросили российских постдоков, работающих в Вышке, о том, что они спросили бы у самих себя, будь у них такая возможность год назад, и как сейчас они отвечают на эти вопросы.

Есть ли в научной среде Вышки жесткая профессиональная конкуренция?

Когда я узнала, что могу попасть в Программу привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ, то подумала, что это возможность «стажировки на Луне». Казалось, что вместе с невероятными возможностями самореализации появится жестко конкурирующее профессиональное сообщество и напряженная рабочая атмосфера с очень высоким темпом работы.

Сейчас, спустя шесть месяцев работы, я могу сказать, что многое реализовалось совершенно неожиданным образом. Представляемые мной возможности оказались намного объёмней. Конечно, работа в дистанционном формате их несколько ограничивает, но даже при этом остается значительная их часть.

Я активно пользуюсь доступом к библиотеке и ее ресурсами – создается ощущение, что весь научный мир как на ладони. Курсы на Coursera помогают мне разобраться в малознакомых областях, да и просто расширить кругозор. При поддержке Academic Writing Center я поняла, что могу писать статьи на английском – это вдохновило меня на взаимодействие с зарубежными коллегами.

Если говорить о сообществе, то мои ожидания о высоком профессионализме коллег реализовалось более чем на 100%, а вот о жесткости и конкуренции нет и речи.

Мне приятно работать в научном коллективе, который создали Марина Сергеевна Шевелева и Татьяна Михайловна Пермякова. Задачи разделяются «каждому по способностям и по возможностям», все вопросы и проблемы открыто обсуждаются, члены группы прислушиваются друг к другу.

Особенно приятно, что коллеги относятся к науке еще и как к творческому процессу, в котором иногда важно оставить идею в покое, чтобы она созрела. Так, сейчас я приступаю к исследованию, которое не торопили, и оно, наконец, как пазл, сложилось.

Последнее, что кардинальным образом отличается от моих ожиданий – это темп работы. Если до проекта этот темп задавался внешними факторами – расписанием занятий, аудиторной нагрузкой, какими-то собраниями и совещаниями, то сейчас все это ушло на второй план. Я во многом сама ставлю себе цели и устанавливаю дедлайны. Наконец-то у меня получается «не торопиться, но успевать»: внимательно и медленно читать, осмысляя содержание; постепенно писать свои тексты, конструируя их, расширяя и внося изменения; наслаждаться общением и дискуссиями с коллегами.

Подобная «slow life» – неожиданный и очень роскошный бонус от Программы, опыт участия в которой не только качественно изменил содержание научных процессов, но и повысил уровень моего личного благополучия.