• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лекарство для души»

«Лекарство для души»

Sarah Noltner / Unsplash

Руководитель образовательной программы «История» Александр Глушков поделился подборкой любимых художественных и научных произведений для «Окон роста», а также рассказал о знакомстве с массовой культурой через любимые книги и способности литературы пробуждать профессиональные интересы и отвечать на самые болезненные вопросы исследователей.

Александр Глушков

Художественная книга

Про себя могу с уверенностью сказать, что я книголюб. Радость перелистывания страниц я в полной мере познал уже в юношеском возрасте, а в детстве я гораздо больше играл в футбол, чем читал. Но со временем чтение стало одним из основных занятий в свободное от работы время.

Не знаю, бывает ли по-другому в академической среде, но среди преподавателей-историков я не встречал людей, которые не относились бы трепетно к книге как к источнику знаний.

И чем больший читательский опыт накапливаешь, тем, мне кажется, труднее ответить на вопрос о любимой книге. Это как меломана спросить про любимую композицию – тут нужен хотя бы топ-20. Именно поэтому мне проще говорить про любимых писателей, чем про любимые произведения.

О Харуки Мураками

Конечно, вкусы со временем меняются, но моим фаворитом остается Харуки Мураками, которого я полюбил еще в школе. И хотя его последние вышедшие на данный момент вещи меня не очень впечатлили, я до сих пор помню эмоции, которые я испытал когда-то от прочтения «Охоты на овец», «Дэнс, дэнс, дэнс», «Страны чудес без тормозов», «Хроник заводной птицы» и других книг.

Мураками – это единственный автор, который может так естественно и органично сочетать в своем повествовании удивительный реализм и элементы фантастики.

Кроме того, благодаря ему я познакомился со многими ранее неизвестными мне явлениями массовой культуры, поскольку герой Мураками постоянно что-то читает, слушает какие-то рок-группы и классическую музыку, вспоминает о том или ином кино.

Конечно, отдельное спасибо стоит сказать лучшему переводчику Мураками на русский Дмитрию Коваленину, фактически открывшему этого писателя для России в нулевые годы. Могу сказать, что ряд произведений я перечитывал спустя несколько лет, испытывая при этом почти такие же эмоции, как в первый раз. А вот книги Мураками о беге и о джазе, которыми маэстро увлекается, оказались мне не очень близки. Несмотря на это, из зарубежных авторов я бы поставил его на первое место.

Я бы порекомендовал почитать этого автора тем, для кого литература носит еще и «психотерапевтический» характер, поскольку это настоящее лекарство для души.

Харуки Мураками
https://fb.ru/news/literature/2018/11/9/34211

Об американской литературе

Кроме того, мне очень импонирует американская литература первой половины XX века, и в свое время я серьезно увлекался творчеством Курта Воннегута. Но в последние годы пальму первенства перехватил турецкий писатель Орхан Памук. Из всех замечательных книг, которые он написал, я как историк порекомендовал бы «Стамбул – город воспоминаний». Это одновременно и автобиографический очерк, и повествование об истории великого города сквозь призму истории одной семьи. И если, скажем, «Сага о Форсайтах» Голсуорси или «Будденброки» Томаса Манна – это всё-таки художественные произведения, то Памук выступает как документалист или даже архивист, что мне как бывшему работнику исторического архива очень близко.  

О разочарованиях

Наверное, стоит сказать и о моих главных на данный момент читательских разочарованиях. Причины всегда были разными, но так или иначе связаны с завышенными ожиданиями. И если к встрече с «Моби Диком» Мелвилла в школьном возрасте я в принципе был мало готов, то в случае с провалом в моем рейтинге таких книг, как «В дороге» Керуака и «Волхв» Фаулза, речь идет о банальной вкусовщине. 

Академическая книга

Думаю, что как ученый я еще нахожусь в процессе становления. Кроме чтения «для удовольствия» мне, конечно же, приходится читать большое количество специальной литературы, к знакомству с которой было бы глупо подходить с завышенными читательскими ожиданиями.

Точно могу сказать, что решение заниматься историей не было связано с прочтением какой-то одной книги, скорее оно вызревало из комплекса произведений, которые я читал, причем часть из них носила энциклопедический характер.

Об истории Средней Азии и Востока

Кажется, в десятом классе я читал трилогию Василия Яна о монгольских завоеваниях – романы «Чингисхан», «Батый» и «К последнему морю». Почему эти книги так на меня повлияли? Наверное, потому, что в школе мы всегда смотрели на события XII–XIV веков со стороны Древнерусского государства, что вполне естественно.

Ян заставил меня взглянуть на эти завоевания глазами жителей Средней Азии и Востока. Написанные с огромным количеством художественных допущений, эти книги тем не менее произвели на меня большое впечатление, дали импульс к изучению истории Древней Руси на более глубоком уровне.

Соединившись с моим увлечением историей древних цивилизаций, которое в детстве, наверное, проявляется у многих, этот интерес вылился в решение присмотреться к историческому образованию.

О Гражданской войне и Леониде Юзефовиче

Уже будучи историком, я был если не потрясен, то, во всяком случае, сильно впечатлен романом «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, при написании которого было использовано большое количество архивных материалов. Эта выстраданная автором очень важная книга повествует о малоизвестном эпизоде Гражданской войны, который разворачивался на Дальнем Востоке в начале 1920-х годов. Пожалуй, ее стоит прочитать хотя бы для подлинного понимания той трагедии, которая разворачивалась в нашей стране в тот период.

Леонид Юзефович на презентации книги "Зимняя дорога"
Государственный литературный музей

Книги и студенты

Трудно говорить о какой-то одной книге, поскольку историческое образование необычайно многогранно, а количество литературы, с которой приходится знакомиться студентам в ходе обучения, очень велико.

За последнее время на лекциях и семинарах я неоднократно ссылался на книгу Юрия Слёзкина «Дом Правительства», которая, по моему мнению, является почти образцовым, хотя и дискуссионным, историческим исследованием.

Слёзкин говорит о большевизме как религии. Качество работы с историческим материалом, которое демонстрирует автор, поражает, хотя детализация местами кажется даже излишней.

В качестве примера эклектичного и также довольно дискуссионного труда я в последнее время в своем учебном курсе приводил книгу известного челябинского историка Игоря Нарского «Фотокарточка на память», которая во многом меняет представление о труде историка. В общем и целом за годы обучения в бакалавриате студенты «перемалывают» десятки книг, но лишь к единицам из них они возвращаются, так же как я, например, уже после окончания университета возвращался к «Цивилизации средневекового Запада» Жака Ле Гоффа.