Стратегия даунсайзинга: прибыль или этика?
Ученые пермского кампуса НИУ ВШЭ представили исследование, посвященное изучению феномена даунсайзинга на IV Российском экономическом конгрессе. Конгресс проводится Новой экономической ассоциацией (НЭА), Институтом экономики РАН, экономическим факультетом и Московской школой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Студент магистерской программы «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инсайты», аналитик сектора эмпирических исследований НУЛ МЭИ Степан Гоголев и старший преподаватель департамента экономики и финансов Марина Шеина на секции «Микроэкономика и теория игр» выступили с разработанной теоретической моделью, объясняющей особенности поведения потребителей.
Модель показывает, что на рынке существуют потребители, которые ведут себя нерационально, то есть не обращают внимание на изменение объема продукта. Причины такого поведения — лояльность бренду, нежелание менять привычки или отсутствие времени на детальное изучение характеристик продукта. В краткосрочном периоде это объясняет прибыльность стратегии даунсайзинга, то есть уменьшения количества продукта в упаковке без соответствующего изменения цены.
Кроме того, Степан Гоголев и доцент департамента экономики НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Евгений Ожегов представили результаты эмпирического исследования на секции прикладной эконометрики. Исследование было проведено на основании реальных продаж на рынке соков в Пермском крае, для верификации предложенной теоретической модели.
Наш доклад вызвал бурное обсуждение прикладных и этических аспектов даунсайзинга. Участники конгресса переосмыслили потребительские привычки и поделились дополнительными факторами, которые могут вводиться в разработанную модель — оптимальный с точки зрения потребителя объем упаковки, возможность длительного хранения товара, степень конкуренции на рынке рассматриваемого товара.
Выступления на конгрессе позволили объективно оценить достоинства и недостатки исследования, а также показали наиболее актуальные и интересные направления для дальнейших исследований в изучаемой области.