• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Не бойтесь своей мечты, получайте максимум удовольствия от студенческой жизни и берите от времени и от людей, которые вас окружают, все возможное»

«Не бойтесь своей мечты, получайте максимум удовольствия от студенческой жизни и берите от времени и от людей, которые вас окружают, все возможное»

«Не бойтесь своей мечты, получайте максимум удовольствия от студенческой жизни и берите от времени и от людей, которые вас окружают, все возможное»

из личного архива Ульяны Гилевой

Выпускница образовательной программы «История» Ульяна Гилева полгода назад уехала в село Сосновка Новосибирской области. Ульяна — участница программы «Учитель для России». Суть программы в том, что выпускники вузов, пройдя профессиональную переподготовку и конкурс, на два года становятся учителями в региональных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги. Ульяна рассказала о сельской жизни, о том, что дает ей участие в проекте и почему нужно следовать за мечтой. 

О программе «Учитель для России»

О программе я услышала еще на первом курсе учебы в Вышке — представители приезжали в Пермь. В тот момент я не понимала, что будет через 4 года, это было чем-то далеким и неощутимым. Но на 4-м курсе я начала задумываться о том, куда мне пойти дальше.  В приоритете была магистратура Вышки, связанная с педагогикой. В тот момент, когда я  выбирала магистратуру, мне попалась реклама в ленте «Вконтакте» о том, что заканчивается срок приема заявок на программу «Учитель для России». Я подумала, что эта программа — шанс объединить работу и обучение. По-моему, идеальный вариант. Я заполнила анкету, отправила, и так все началось.

Я веду два класса — второй и четвертый, а еще историю в 5-м классе. В этом специфика сельских школ, это классы-комплекты. Сложно было свыкнуться с мыслью, что нужно готовить уроки не для одного класса, а сразу для двух. Порой я сижу до двух-трех часов ночи, что очень непросто.

Моя миссия совпадает с миссией программы — обеспечить детям с разными стартовыми условиями достойное образование, независимо от того, где они сейчас живут — в Москве, где гораздо больше возможностей (театры, музеи, зоопарки), или в маленьком селе Новосибирской области. Хочется, чтобы ребёнок видел разные возможности, даже в начальной школе, и чтобы дети с гордостью и любовью рассказывали о том месте, где они родились, учились и воспитывались.

Своей задачей я также вижу обычную человеческую заботу об учениках. Они не должны бояться решений, слов, мыслей — могут говорить то, что думают, и должны быть услышаны взрослыми. А я, как взрослый, буду поддерживать и помогать. Есть огромное желание показать детям свободу выбора.

В селе дети слышат каждый день, что их судьба — быть трактористом. Но это не так, ребенок может выбрать профессию по душе. Важно показать детям, что выбор больше, чем то, что они видят каждый день. У меня в классе есть мальчик, которому нравится вырезать снежинки. Я ему говорю: «Хорошо, можешь вырезать снежинки, пока остальные будут делать другую поделку». Важно предоставлять выбор ребенку, чтобы он мог самостоятельно решать, что ему важно. 

Мы стараемся вывозить детей куда-нибудь хотя бы раз в месяц. Конечно, сейчас это сложнее организовать в связи с пандемией. Поэтому мы пока включаем в классе онлайн-экскурсии по Санкт-Петербургу, вместе смотрим и обсуждаем. Есть и возможности видеосвязи с учениками других школ. 

О ярких моментах

Вообще, мы любим повторять, что школа – территория неожиданностей. Можно готовить урок до трёх ночи, полностью продумать, что за чем будет следовать, а потом приходишь в школу, и все меняется: нужно редактировать планер, что-то менять прямо на ходу. Бывает сложно, но, в целом, интересно – и здорово, что мы с детьми стараемся понимать и поддерживать друг друга, помогать тем, кто устал или запутался.

И когда работаешь, проходишь тему за темой и видишь, что у ребенка начало получаться — он написал правильно слово, становится радостно на душе. Потом открываешь тетрадку и видишь, что там написано не только число и классная работа, а все то, что мы делали на уроке, решены все примеры. Самая большая радость — когда у ребенка все сложилось.

В начале сентября ребята еще меня не знали. Постепенно они открываются все больше и больше, рассказывают о семье, что они любят, пишут записки и письма – это очень ценно. В такие моменты я понимаю, что я здесь не зря. И эта радость помогает делать новые уроки, что-то придумывать, прикладывать усилия и не опускать руки, когда что-то не получается.

О сельской жизни

Мой обычный день строится по маршруту: дом – школа – дом. Нужно встать в 6 утра, чтобы затопить печку и позавтракать. К 8 утра пойти в школу. В школе уроки заканчиваются в час-два дня, после чего необходимо заполнить журналы, заняться административной работой, документами, придумать что-нибудь для класса. Домой возвращаюсь около семи часов вечера. Хочется еще успеть почитать книгу, прогуляться по берегу Обского моря, а надо ведь затопить печь и приготовить ужин. В 10-11 часов, в лучшем случае, я ложусь спать. Конечно, бывает и позднее – часа в два ночи.

В сельской жизни меня привлекают прежде всего люди. Они очень открытые. Когда я сюда приехала, ко мне пришла соседка и принесла блины, варенье и картошку. Она сказала: «Если что-нибудь надо, приходи, проси, мы все дадим». Их открытость и щедрость очень мне помогают. Школа в сельской местности – это практически вторая семья. Здесь всего 42 ребенка, они знают друг друга, помогают, поддерживают – как учителя, так и дети.

Конечно, есть и трудности. Например, как добраться в город, когда автобус ходит три раза в день – утром, днем и вечером. Нужно научиться топить печку, чтобы зимой не замерзнуть. У нас получилось спустя три месяца. В доме живут разные животные — блохи, клещи, мухи, пауки, мыши — это немного неприятно.

В селе всего один магазин, поэтому очень сложно купить то, что  нужно. Вечером приходит мысль, что для урока технологии нужна ткань – ты ее нигде не возьмешь, поэтому надо придумывать что-то другое. Тебе срочно нужен скотч – его нет, что делать? Логистика – это важный момент, который может многое изменить, но повлиять на это, увы, не в наших силах. Но, несмотря на это, я стараюсь радоваться и получать удовольствие от того, что я здесь, с детьми.

На данный момент я ничего не планирую, не могу сказать, что будет через два года. Мне важно жить сегодняшним днём, думать про детей, планировать ближайшую четверть. 

О Высшей школе экономики

Я увлеклась историей в 5-м классе, благодаря моей учительнице. Она очень любила свой предмет, и в нас тоже загорелся интерес. Мы устраивали балы, строили рыцарские замки к урокам – всё было очень интересно и необычно. Потом я уже самостоятельно стала погружаться в историю. Я изучала то, что нам не давали на уроках, и постепенно понимала, что хочу заниматься этим и дальше, когда окончу школу.

Более осознанный выбор сложился, когда я училась в выпускном классе в 10-м лицее в Перми. В Вышке есть возможность услышать преподавателей не только из пермского кампуса, но из Москвы и Питера. Повлияли на мой выбор и курсы ЕГЭ по истории, на которые я ходила в десятом классе. Их вел Владислав Валерьевич Шабалин. Его способность преподнести материал ЕГЭ структурированно, четко и увлеченно затянула меня в Вышку на будущие четыре года.  

Вышка научила меня критически мыслить, анализировать события, работать с документами, историческими источниками. Благодаря участию в конференциях и возможностям ездить на школы — я не боюсь выступать на публике.

Наверное, среди преподавателей выделить кого-то одного я не могу. Все были уникальны, каждый хорош по-своему. Нельзя представить на месте любого преподавателя кого-то другого. Даже те, кто ушел из Вышки до того, как мы выпустились, были важной частью всех четырёх студенческих лет. Если бы, например, не Д. В. Бубнов, то историю Древнего мира или латинский язык мы бы так не выучили. Если бы не Алексей Александрович Каменских, мы бы не прочитали столько книг по философии. Каждый из преподавателей особенный, каждый из них что-то воспитал в нас.

Особенно хочу выделить археологическую и музейную практики. Мы копали в Крыму после первого курса и поняли, что археология – это не просто чтение множества книг или работа с лопатой. В земле можно найти столько всего интересного. Это так удивительно, когда находишь кусок амфоры, на котором что-то написано или нарисовано. 

Музейную практику мы проходили в Хохловке, где была возможность поработать с реальными экспонатами, пожить среди старинных зданий, погулять в традиционных костюмах. Возможно, это звучит банально, но когда ты ходишь в традиционном костюме по территории музея, где вся атмосфера пропитана самобытностью – это очень интересно. Моменты, связанные с практикой, запомнились на всю жизнь.

Сейчас я преподаю историю в пятом классе, и для меня оказалась полезной история Древнего мира – Египет, Двуречье и так далее. Помогла методика преподавания истории, которая была на четвёртом курсе. На философии нас научили правильно работать с книгами, с философскими текстами. Я могу быстро прочитать книгу и понять ее. История политических учений с Андреем Николаевичем Кабацковым научила систематизировать. 

 

Совет абитуриентам

Не бойтесь своей мечты. Пробуйте реализовывать самые безумные идеи и желания. Терпения вам. Получайте максимум удовольствия от студенческой жизни, дерзайте, берите от времени и от людей, которые вас окружают в данный момент, все возможное.

Арина Плюснина, рекрутер программы «Учитель для России» на Урале

Арина Плюснина, рекрутер программы «Учитель для России» на Урале

Идея программы «Учитель для России» зародилась в 2013 году у двух студенток СПбГУ — Алёны Маркович и Елены Ярмановой. Вдохновением для программы послужила международная модель Teach for All, работающая в 50 странах мира. Суть модели в следующем: выпускники престижных вузов, пройдя профессиональную переподготовку и конкурс на участие, на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу — новые кадры.

С 2015 года проект «Учитель для России» работает в региональных школах, к 2020 году партнерами программы стали 7 областей, и каждый год присоединяются ещё 1-2 региона. Миссия программы состоит в том, чтобы искать, трудоустраивать и поддерживать учителей, которые стремятся обогащать российскую школу собственным профессиональным и жизненным опытом.

Мы верим — в партнёрстве с региональными школами мы сможем сделать так, чтобы дети из самых разных уголков России, вне зависимости от места своего рождения и стартовых условий, имели равный доступ к образовательным возможностям и могли достигать самых смелых своих целей.

Глобальная философия и видение программы заключены в формуле: «Каждый ребёнок станет автором своей жизни». Платформой для реализации наших идей выступают обычные общеобразовательные школы с потенциалом развития. Это школы со сложным социальным контекстом, невысокими академическими показателями, где учителя для России особенно нужны детям.