Экологическая история Перми, миграционные процессы, гендерный аспект в промышленности — архивная практика студентов-историков
У студентов 2-4-х курсов образовательной программы «История» завершилась практика в архивах Перми. В этом году ребята работали по индивидуальным заданиям — собирали материал для курсовых и выпускных квалификационных работ. Студенты поделились тем, какие открытия они сделали во время архивной практики.
Партнеры пермского кампуса НИУ ВШЭ
Поиск и анализ информации, расшифровка старинных источников, работа с электронными базами данных, архивными описями и документами, управление временными ресурсами — это лишь небольшая часть навыков, которым научились ребята в рамках практики в архивах. В условиях действующих ограничений для студентов были выделены отдельные читальные залы, практика проходила с соблюдением всех мер предосторожности для защиты от COVID-19.
Александр Глушков, академический руководитель программы «История», руководитель практики
Работа в архиве не так проста, как может показаться на первый взгляд. Умение находить источники, интерпретировать и использовать ретроспективную информацию – одно из ключевых для историка. Мы рады, что в этом году нашим студентам удалось плодотворно поработать в Государственном архиве Пермского края и Пермском государственном архиве социально-политической истории.
На мой взгляд, индивидуализация практических заданий значительно повысила интерес к практике. Студенты научились работать с научно-справочным аппаратом архивов, постигали тонкости исследовательской «кухни». Помимо всего прочего, многим удалось найти релевантные источники для своих курсовых и выпускных квалификационных работ. Мы благодарны нашим партнерам за то, что в непростых текущих условиях они смогли обеспечить безопасную работу наших студентов в читальных залах
Отзывы студентов
Студенты поделились тем, какие открытия они сделали в архиве, какие hard и soft skills «прокачали» во время практики, а также рассказали о курсовых и выпускных квалификационных работах.
студентка образовательной программы «История», 3 курс
Тема моей курсовой работы — «Социальная антропология промышленности г. Пермь: гендерный аспект». В целом, гендерные исследования становятся всё более популярными в последнее время. И это объяснимо, ведь они включают в себя широкий пласт социальных явлений. В моем случае интересно посмотреть на то, как реальные отношения мужчины и женщины, их позиции, статусы в условиях работы на промышленных предприятиях отличались (или не отличались) от норм, транслируемых государственной гендерной политикой и устанавливаемых гендерным контрактом. Несмотря на то, что условия пандемии несколько ограничили ресурсы, получилось наработать некоторую базу для будущего исследования.
Архивная практика была для меня отличной возможностью развить навыки работы с информацией и управления имеющимися ресурсами. Например, в процессе работы с архивными делами важно уметь выявлять, какая информация является релевантной и поможет тебе в ходе написания курсовой работы, а какие данные хоть и интересны, но лишь косвенно относятся к выбранной теме.
Без чёткого понимания часы, проведённые в архиве, могут быть потрачены зря. Другим навыком, особенно актуальным для информационной эпохи, стал критический анализ информации. При работе с историческим документом я старалась учитывать, кем и с какой целью создавался исторический документ и как под влиянием множества факторов могла исказиться отражаемая в источнике реальность.
студентка образовательной программы «История», 2 курс
Тема моей курсовой работы — «Миграционный фактор в послевоенном развитии промышленности Молотовской области (1940-50-е гг.)» и связана она с совместным проектом с БФУ им. Канта в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ. Практика в архиве как раз была направлена на поиск и отбор потенциальных источников по данной теме.
Мне кажется, практика в архиве помогает развивать такой навык, как планирование времени, потому что мы должны были сами грамотно распределить свои силы на все дни практики и постараться найти, как можно больше нужной информации по нашей теме в источниках. Конечно, я научилась работать с электронными базами данных и информационными ресурсами архива, а также поняла процесс заказа архивных дел, что очень поможет мне в написании исследовательских работ.
студентка образовательной программы «История», 2 курса
В архиве я работала над курсовой «Особенности архитектурных частных проектов объектов недвижимости на территории города Перми в 1850-1870-е гг.», актуальность проекта связана с малым количеством исследовани по данной теме. Практика в архиве мне серьезно помогла в написании курсовой — я нашла много источников по своей теме.
Я научилась в целом работе с документами: порядок заказа, выдачи и сдачи дел, как они оформлены, какая структура. Стала лучше анализировать информацию, появилось понимание, как ее представить в будущем и как записать сейчас, возможно, к чему-то стоит вернуться чуть позже.
И самое главное — это чтение самих документов, поскольку мои дела были в большей степени рукописные, много времени уходило на расшифровку почерков. Считаю, что это бесценный опыт, который мне понадобится в будущем.
студент образовательной программы «История», 4 курс
Я пишу ВКР на тему «Экологическая история Перми 1920-1940 г. г.». Пока что это своего рода техническое название, в дальнейшем оно изменится. В своей работе я хочу выяснить, каким образом Пермь осуществляла преобразование прилежащих территорий с точки зрения трансформации природы, её ресурсов, ландшафта, в ходе расширения города. Это крайне интересное поле для исследования, поскольку для изучения города я впервые использую оптику экологической истории и теории городского метаболизма. Стоит сказать, что на данный момент экологическая история в России концентрируется на более масштабных территориях и регионах, в то время как моя работа сужает фокус исследования до одного города.
В рамках архивной практики мне удалось сделать первый шаг к написанию моего диплома — я нашел карту Перми и её окрестностей, на которой отмечена официальная городская граница, а также такие элементы инфраструктуры, как дороги, тракты и прочие постройки за пределами города. Это дает возможность судить о том, насколько далеко простиралось влияние города.
Также были исследованы протоколы заседаний Пермской Окружной Инженерной Комиссии, в которых подтверждается информация, отмеченная на карте. Документы подтверждают мою гипотезу о том, что влияние Перми распространялось далеко за официальные границы города и было достаточно значительным.
Практика в архиве помогает развивать такие навыки, как поиск интересующей информации среди большого объема дел, сопоставление источников, выбор наиболее релевантных данных. Я также получил опыт в чтении карт, работе с формальным языком советских протоколов и со специализированной инженерной лексикой.