• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты преподавателей Пермского кампуса НИУ ВШЭ стали победителями конкурса ФОИ

Проекты преподавателей Пермского кампуса НИУ ВШЭ стали победителями конкурса ФОИ

Фото с сайта http://pubhistory.tilda.ws/

Фонд образовательных инноваций НИУ ВШЭ подвел итоги весеннего конкурса. Всего на конкурс поступило 36 заявок в трех номинациях.  В числе победителей — 4 проекта преподавателей НИУ ВШЭ — Пермь.

Курс «Публичная история» в номинации «Вольная» и Цифровые проекты для социальных и культурных институций в номинации «Практика внедрения командной/проектной работы студентов»

Авторы проекта

Гагарина Динара Амировна

Социально-гуманитарный факультет (Пермь): Декан

Исмакаева Илиана Дамировна

Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Преподаватель

Курс «Публичная история»

Впервые введен в учебные планы студентов образовательной программы «История» в 2019-2020 году. В условиях перехода на дистанционное обучение курс пришлось значительно переформатировать – отказаться от запланированных выходов в музеи, архив и театр, видоизменить часть контрольных мероприятий. Но переход в онлайн дал и новые возможности. Так, был апробирован ряд приемов, которые можно использовать в этой и других дисциплинах в будущем:

 Встраивание научных мероприятий, проводимых в онлайн-формате, в программу дисциплины.

В частности, студенты приняли участие в научных семинарах IFPH – Международной федерации публичной истории. Посоветовала посетить семинары профессор, научный руководитель ИГИТИ им. А. В. Полетаева Ирина Максимовна Савельева, которая также прочитала цикл теоретических лекций.

 Открытость отдельных занятий для всех слушателей.

Онлайн-формат позволил сделать часть курса открытой для участия всем – от школьников до профессионалов. В лекции-дискуссии по проблеме истории в медиапространстве профессора департамента медиа, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ Анна Григорьевна Качкаева приняли участие множество внешних слушателей, в том числе старшеклассники (их приглашали через школы).

 Открытость и публичность выполняемых студентами контрольных заданий, эссе, результатов проектной деятельности.

Результатом курса стал сайт PubHistory и группы в социальных сетях с каталогом созданных лонгридов по репрезентации прошлого в массовой культуре. 

Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева

Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева

Мы также представили на конкурс опыт организации проектной деятельности на образовательной программе «История» НИУ ВШЭ – Пермь в 2 направлениях:

  • в рамках отдельных учебных курсов, где предусмотрено выполнение проектов как одного из промежуточных или итоговых заданий,
  • по проектам, внесенным в учебные планы как отдельные элементы.

Мы подробно описали практику встраивания проектной деятельности в учебный процесс через привязку к дисциплинам, в том числе на примере курса «Публичная история». Студенты выполнили проекты по анализу репрезентации прошлого в популярной культуре (в историческом кино, сериалах, театральных постановках, художественной литературе или компьютерных играх) и создали коллективный музей, связанный с историей семьи – «Музей истории детства поколения 2000-х». Также мы представили проекты, выполненные совместно с партнерскими организациями (музеями, архивами г. Перми) и кураторами от них, и рассказали, какие возможности и перспективы студентам дают такие проекты.

Проектный семинар на 2-3-м курсах образовательных программ «Экономика» и «Управление бизнесом»/«Менеджмент» в номинации «Практика внедрения командной/проектной работы студентов»

Авторы проекта

Шенкман (Попова) Евгения Андреевна

Департамент экономики и финансов: Старший преподаватель

Манокин Михаил Андреевич

Департамент менеджмента: Старший преподаватель

Евгения Шенкман и Михаил Манокин предлагают практику руководства группами на проектных семинарах, которая построена на базе менеджериального принципа гибкости (agile), что включает в себя следующие рекомендации: 

 для каждого проекта в техническом задании формулировать, что в рамках него является минимальным жизнеспособным продуктом (MVP). Во время реализации проекта может стать понятно, что задач в списке недостаточно для отличного выполнения цели. В таком случае студенты могут расширить список задач и просто сообщают об этом в итоговом отчете;

 организовать совместную работу над техническим заданием для руководителей и исполнителей проекта;

 обучить студентов организации работы команды в таких условиях. Это реализуется за счет agile-игры, разработанной по аналогии с игрой, придуманной и реализованной командой кадрового резерва для межкампусного академического семинара «Agile: от бизнеса к академии».

Так, студенты образовательных программ «Экономика» и «Управление бизнесом» в рамках проектного семинара в прошлом учебном году выполняли как исследовательские, так и прикладные проекты с учетом принципов agile (с компанииями «ЭР-Телеком Холдинг», «Мегаптека», «Теплов и Сухов» и др.). 

Старший преподаватель департамента менеджмента Михаил Манокин

Старший преподаватель департамента менеджмента Михаил Манокин

Мы с Евгенией работаем с прикладными и исследовательскими проектами в рамках проектного семинара и часто задумываемся о том, какие практики бизнеса можно было бы адаптировать в учебном процессе. В 2017 году для нас это был agile, а в последнее время мы задумывались о проблеме требований к финалу работы. Эта проблема  встречалась у нас обоих: студенты часто не совсем понимают, как дать себе самим задачи, заказчики бывают не склонны к кооперации или элементарно не способны уточнить, что хотят от студентов. Нам показалось, что в процессе работы над техническим заданием необходимо было бы ввести какой-то компонент, который бы заставлял студентов задуматься о финале своей работы и подталкивал бы их к тому, чтобы об этом говорить с заказчиком. И так, после обзора литературы по проектному менеджменту и опыту применения проектов в образовании, мы пришли к идее MVP.

Проект «Введение в программную инженерию» в номинацию «Вольная»

Автор проекта

Плаксин Михаил Александрович

Кафедра информационных технологий в бизнесе (Пермь): доцент

Весной 2020 года в рамках перехода на дистанционное обучение была подготовлена и апробирована методика, позволяющая минимальными средствами перевести в онлайн-режим достаточно большое число деловых игр из любых предметных областей. 

Для двух деловых игр, задействованных в учебном процесс НИУ ВШЭ, — «Envisioning & Planning» и «Скрам: ритуалы и артефакты» — были разработаны онлайн-версии. Данные деловые игры могут проводиться в ходе учебного процесса со студентами любых специальностей и направлений, в чью программу входит освоение agile-технологий.

После игры студентами проводятся сеансы самооценки – как членов проектной команды и как студентов, участвовавших в учебном мероприятии «Деловая игра». В первом они оценивают свою деятельность как члена команды, участвовавшего в работе над проектом. Во втором они оценивают себя как студента, который в результате участия в игре получил новые знания, и игру как учебное мероприятие.

Преподавательский марафон

Для победителей весеннего конкурса «Фонда образовательных инноваций» состоялся «Преподавательский марафон» в онлайн-формате, благодаря чему к мероприятию смогли присоединиться не только сотрудники московского кампуса НИУ ВШЭ, но и коллеги из регионов. Всего во встрече приняли участие более 100 человек.

Во время марафона победители конкурса рассказали об используемых ими инновационных практиках обучения, а также ответили на вопросы слушателей. Список победителей, презентации и материалы разработок опубликованы на страничке «Фонда образовательных инноваций». Аннотации к выступлениям победителей опубликованы на виртуальной доске Padlet, где в скором времени также появятся ответы на вопросы участников марафона, которые не успели прозвучать в «эфире».

Поздравляем победителей весеннего конкурса ФОИ и желаем новых успешных проектов!