• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как родители могут повлиять на образовательные успехи в школе и выбор вуза?

Как родители могут повлиять на образовательные успехи в школе и выбор вуза?

Shutterstock

Совместная работа доцента департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Ильи Прахова, страших преподавателей департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Александры Сажиной и Ольги Котоминой опубликована в International Journal of Educational Development. Ученые рассматривали, как вовлеченность родителей в образовательный трек школьников влияет на их успеваемость и какие факторы наиболее важны. 

Исследовательский вопрос

В статье «Parental involvement and the educational trajectories of youth in Russia» авторы исследовали влияние участия родителей в образовательном процессе на успехи в обучении старшеклассников и  их поступление в университет. Действительно ли модели участия родителей представляют собой связь между формальными (школьными) и неформальными (семейными) образовательными учреждениями и могут благотворно сказаться на успеваемости и способствовать выбору образовательной траектории для получения высшего образования?

Старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Александра Сажина

Старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Александра Сажина

Нас с Ольгой Котоминой пригласили работать над статьей коллеги из Института образования НИУ ВШЭ. Они занимаются тем, что строят модели, которые позволяют прогнозировать тенденции в области образования. Мы подготовили обзор литературы по тому, как родительская вовлеченность влияет на академическую успеваемость школьников и студентов. Прорабатывали теоретические модели, оценки, что понимается под академической успеваемостью, какие существуют подходы к ее измерению, какие еще факторы, помимо родительской вовлеченности, влияют на обучение. 

Данные исследования

В работе используются данные лонгитюдного опроса молодежи «Траектории в образовании и профессии», которое реализуется Институтом образования НИУ ВШЭ — это серия повторяющихся опросов учащихся и их родителей (в 9-м, 10-м и 11-м классах, когда часть респондентов уже получали среднее специальное или высшее образование, либо вышли на рынок труда). Подобная архитектура проекта позволяет измерить образовательные достижения учащихся в разные моменты времени (результаты ГИА/ОГЭ по окончании 9-го класса, результаты ЕГЭ по окончании старшей школы), а также оценить их образовательные траектории (наличие или отсутствие перехода в 10-й класс старшей школы, поступление в вуз). Помимо вовлеченности родителей в образовательный трек измерялись характеристики семьи — уровень образования родителей, материальное положение семьи и т.д.

Собранные данные содержат информацию о различных паттернах родительской вовлеченности, например, контроль родителями домашних заданий, участие в родительских собраниях, родительском комитете, помощь с дополнительной литературой, наем репетиторов, а также об успеваемости (баллы ОГЭ и ЕГЭ) и основных образовательных стратегиях учащихся (обучение в старшей школе, поступление в вуз).

Доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Илья Прахов

Доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Илья Прахов

Мы выделили четыре основных фактора родительской вовлеченности: фактор контроля (над домашними заданиями), фактор полной вовлеченности, фактор рациональной вовлеченности (помощь с дополнительной литературой и домашними заданиями, а также посещение родительских собраний) и фактор организационной вовлеченности (участие в родительском комитете, инициация внеучебных мероприятий). Затем мы оценивали эконометрические модели, которые демонстрируют взаимосвязь между характеристиками родительской вовлеченности.

Результаты исследования

Авторы статьи пришли к выводу:

 активное участие родителей в школьных собраниях, найм репетиторов (кроме результатов ЕГЭ по математике) и обеспечение ребенка дополнительной литературой положительно влияет на результаты ОГЭ/ГИА и итоговые результаты ЕГЭ. 

 излишний контроль за выполнением домашних заданий и успеваемостью отрицательно сказывается на результатах итоговых экзаменов.

 родительская вовлеченность зависит еще и от характеристик семьи — образование матери, материальное положение и количество книг в домашней библиотеке. Помимо этого, семья оказывает положительное влияние на образовательные успехи и образовательные стратегии, а для результатов ЕГЭ и выбора вуза особую важность приобретают характеристики старшей школы.

В целом, фактор «рациональной» (не чрезмерной) вовлеченности родителей положительно связан с образовательными достижениями и образовательным выбором школьников, что может говорить о непрямом характере взаимосвязи.

Старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь

Старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь

Опросы среди студентов еще продолжаются, новая волна запланирована на октябрь. Кроме того, мы уже подготовили статью о влиянии родительской вовлеченности на успеваемость студентов, она сейчас проходит рецензирование. В этой работе мы проводим сравнительный анализ того, какие факторы связаны с образовательными успехами школьников и студентов. В этом научная новизна нашего исследования. В данном научном поле практически нет исследований. Одни исследователи убеждены, что родители не оказывают существенного влияния на успехи студентов, поскольку те уже взрослые и самостоятельные люди. Другая группа исследователей уверена, что меняется характер вовлеченности родителей, на первый план выходит моральная поддержка.