• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Пермского кампуса НИУ ВШЭ создали проект по популяризации истории

Студенты образовательной программы «История» в рамках курса публичной истории занимаются сравнением репрезентации событий в медиапространстве с реальной историей. Авторы проекта выбирают отечественные и зарубежные видеоигры, кинофильмы, сериалы и проводят анализ конструкции прошлого. Все истории собраны на портале PubHistory, а также транслируются в соцсетях.

Курс публичной истории впервые проводится в этом учебном году. Цикл теоретических лекций прочитала профессор Ирина Максимовна Савельева — научный руководитель Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева. На лекциях подробно рассматривались формы исторического знания.

Прикладную часть курса ведут декан социально-гуманитарного факультета Динара Гагарина и преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева. Помимо репрезентации прошлого в массовой культуре рассматриваются такие темы, как, например, музеи как пространство публичной истории. Еще одна тема курса — история в медиапространстве, которую студенты разбирают вместе с Анной Григорьевной Качкаевой, профессором Департамента медиа, директором Центра цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ.

Кроме того, студенты приняли участие в научных семинарах Международной федерации публичной истории — IFPH, которые в текущих условиях перешли в онлайн-формат, а также получили возможность погрузиться в актуальную международную научную повестку в этой области.

Гагарина Динара Амировна,
Социально-гуманитарный факультет (Пермь): Декан

Исторические фильмы и книги — важнейший источник представлений о прошлом, событиях, исторических деятелях и просто об образе жизни в ту или иную эпоху. Но они же становятся источником многих исторических мифов и заблуждений.

Дав задание провести анализ исторического художественного произведения, мы хотели, чтобы студенты, с одной стороны, проследили, как художественный прием или образ может сформировать исторический миф, с другой — выявили соответствия и несоответствия источникам (которые тоже еще нужно было найти). Помимо этого требовалось красиво представить результат. Все три задачи находятся в сфере публичной истории — области, изучающей теоретические и практические аспекты выхода истории за пределы академического сообщества.

В рамках курса студенты получили задание — провести анализ репрезентации прошлого в популярной культуре (в историческом кино, сериалах, театральных постановках, художественной литературе или компьютерных играх) и оформить его в виде лонгрида, а также опубликовать новость в специальной группе в Фейсбук. Ребятам так понравилось задание, что они предложили создать и продвигать группу в Вконтакте и страничку в Инстаграм, а в дальнейшем был создан и сайт PubHistory — каталог всех лонгридов.

Исмакаева Илиана Дамировна,
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Преподаватель

Общую идею, название PubHistory и дизайн проекта разрабатывали сами студенты, затем это все было адаптировано под специфику конкретной социальной сети. Задание в рамках курса переросло в достаточно большой медиапроект. Мы рассчитываем, что проект будет долгосрочным, группы и общий сайт можно развивать дальше, размещать информацию о проектах, мероприятиях в русле публичной истории, а также использовать при запуске курса в следующем году. К тому же, скоро в группах будут опубликованы и другие работы студентов в рамках курса публичной истории.

Отмечу, что реализация проекта отражает одну из ключевых задач публичной истории и в целом, и в качестве учебной дисциплины — умения интересно и увлекательно говорить об истории не только с коллегами, но с самой разной аудиторией.         

Денис Тронин,
студент образовательной программы «История»

Проект Pubhistory мы вместе с Дарьей Ермолиной, Владой Безукладниковой, Яной Якимчук, Полиной Дмитриевой, Алексеем Скутиным и Кириллом Филинковым делаем в рамках дисциплины публичная история под руководством Динары Амировны Гагариной и Илианы Дамировны Исмакаевой.

Проект формируется на основе работ выполняемых всеми студентами 2 и 3 курса нашего направления. Так, к примеру, сейчас мы выкладываем лонгриды (сайты), которые ребята готовили и тему (фильмы/игры/сериалы/литература/музыка) которых выбирали сами.

Наша аудитория — это, по сути, те пользователи, чей род занятий не связан так или иначе с историей, так как вся суть нашей дисциплины заключается в том, чтобы сделать историю доступной и интересной для многих, а не только для студентов и их преподавателей исторических направлений.

Для меня как для гуманитария в некотором смысле в курсе публичной истории очень важно, что нас учат пользоваться различными программными инструментами для развития в этой сфере. Например (этой маленький спойлер), в ближайшее время мы займемся разработкой 3D-моделей, которые, возможно, станут материалами для нашего проекта.

Алексей Скутин,
студент образовательной программы «История»

Участие в проекте — это, с одной стороны, учебное мероприятие в рамках проектной деятельности, с другой — свой интерес. Выбираем для проекта всё, что нравится — актуальное, затрагивающее или бестселлеры. Мы рассчитываем на интересующуюся аудиторию. Есть люди, которые проходят хорошую игру, говорят «вау», а потом сразу забывают. А есть те, кто пройдя игру, хотят прочитать ещё пару статей о ней или посмотреть пару документальных фильмов. Вот для таких людей и сделан наш проект, как мне кажется. Вернее сказать, именно им он больше понравится. Но рады мы всем!

Влада Безукладникова,
студентка образовательной программы «История»

Проект Pubhistory дает возможность по-новому взглянуть на массовую культуру — история интересна, она реконструируется в истерических фильмах, музыке, популярных сериалах, литературе, даже в мюзиклах. Публикуя проекты, мы привлекаем внимание большего числа лиц к тому, чего они не замечали — как исторические детали встраиваются в медиа. Что правда, а что вымысел, результат может стать сюрпризом.

Студенты выбирают те фильмы/игры/другие произведения, в которых прежде всего хотят разобраться сами и рассказать об этом другим. Анализируются и известные новинки, и произведения, ставшие легендами, классикой жанра, и малоизвестные картины, достойные внимания.

Этот проект — для аудитории, интересующейся историей и ее репрезентацией в современности, для тех, кому нравится анализировать не только сюжет, но и детали, диалоги, обстановку, костюмы.