• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Добиться экологичного поведения можно без использования нормативов и штрафных мер»

«Добиться экологичного поведения можно без использования нормативов и штрафных мер»

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ завершен проект по гранту РФФИ «Оценка эффективности методов неденежного стимулирования в формировании экологичного поведения индивидуумов и организаций», руководителем которого выступил профессор департамента экономики и финансов Дмитрий Виноградов. Рассказываем об итогах и практической применимости исследования.

Экологичное поведение: эффективность методов

Как стимулировать экологичное поведение? Как остановить загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов? Штрафы и санкции действуют ограниченно и могут вызвать обратный эффект: человек воспринимает штраф как цену за загрязнение природы и потому считает себя вправе ее загрязнять, раз цена назначена.

Сейчас в экологических программах и приоритетах российского правительства и ООН упор делается на неденежные методы воздействия, то есть информирование, образование, поощрение. Для повышения эффективности данных методов необходимо понимать механизмы формирования экологичного поведения и факторы, влияющие на принятие соответствующих решений. Именно этой теме было посвящено исследование по гранту РФФИ под руководством Дмитрия Виноградова и доцента департамента менеджмента Елены Шадриной.

Цель исследования — определение условий эффективности формирования экологичного поведения методами неденежного стимулирования.

Фокус проекта – именно на стимулировании решений в пользу экологичных альтернатив, причем стимулирование рассматривалось как на уровне индивидуумов, так и на уровне организаций. Организации интересны тем, что их решения более формализованы и обезличены – будут ли для них справедливы «поведенческие» факторы? Результаты экономико-психологических экспериментов с индивидуумами необязательно переносятся на фирмы и корпорации. Но формирование экологичного поведения компаний очень важно для реализации государственных программ.

Как принимают решения индивидуальные участники?

В рамках проекта изучалось, как и какие решения принимают индивидуумы самостоятельно или в рамках компании по отношению к экологически безопасному выбору. 

В этой части проекта мы теоретически исследовали альтернативный взгляд на формирование убеждений. Столкнувшись с неопределенностью, люди могут быть не в состоянии сформировать ожидания в отношении извлекаемой полезности, и это приведет к случайному выбору.

Поведение общества в целом в этом случае может отличаться от прогнозируемого в широко использованных моделях принятия решений в условиях неопределенности.

Например, модель репрезентативного агента, максимизирующего ожидаемую полезность, предскажет, что общество в целом предпочтет раздельный сбор мусора, если ожидаемые выгоды от этого перевешивают ожидаемые издержки. А согласно модели случайного выбора только часть населения примет такое решение, и эта часть совсем необязательно должна быть больше половины!

В первом случае политика воздействия на экологичное поведение должна строиться на формировании «ценностей» (чтобы повлиять на полезность неденежными методами) и восприятия издержек (в том числе и вреда от загрязнения природы), а во втором, в дополнение к этим факторам, еще и на управлении ожиданиями за счет снижения неопределенности, в сторону снижения разнородности ожиданий, «выравнивания» их.

Неопределенность возникает и в части применения штрафов и санкций за несоблюдение экологических предписаний. Наложение штрафов сопряжено с ошибками – инспектор может принять за нарушителя человека или фирму, старающихся соблюдать все нормы, но не способных отчитаться должным образом, или же не заметить имеющие место нарушения (тому может быть много причин). В этой ситуации сам факт введения норматива о штрафных мерах может оттолкнуть многих от экологичного выбора.

Проблема снова в ожиданиях: боясь быть незаслуженно принятым за нарушителя, человек предпочтет вообще ничего не делать, чем затевать проект, за который могут наказать. Это справедливо как в части индивидуумов, так и в части организаций, и в частности объясняет, почему многие организации «перестраховываются», перебарщивая с отчетностью и мерами (зачастую дублирующими друг друга) по обеспечению не столько экологичности, сколько свидетельств в ее пользу. 

Методы стимулирования экологичности в данном случае должны быть нацелены на снижение ошибочности штрафов, а не на увеличение их размеров, в то время как стандартная теория (и практика) основана на принципе максимальности наказания ради минимизации нарушений.

Неденежные методы стимулирования экологичного поведения

В рамках проекта был рассмотрен и такой традиционный неденежный инструмент для стимулирования экологичного поведения как информирование и напоминание через плакаты. Будет ли плакат в общественном туалете, напоминающий о потенциальных потерях воды через капающие краны и призывающий экономить воду, воздействовать на людей именно так, как задумано? 

Эксперимент планировалось проводить в Пермском кампусе ВШЭ: с сентября 2018 года во всех ванных комнатах должны были появиться плакаты, а также проводиться ежемесячные замеры потребления воды и электроэнергии (сравнение с данными до 2018 года).

Надо сказать, что плакаты появились независимо от данного проекта, это было неожиданно для самих исследователей, и пришлось подстраиваться под изменившиеся условия уже по ходу дела. Результаты не показали существенного эффекта постеров. Возможное объяснение этому в том, что студенты и сотрудники быстро привыкли к ним и не замечали.

Для продолжения исследования пришлось придумывать новый эксперимент. Мы «встроили» в проводимые регулярно опросы инфляционных ожиданий вопрос о гипотетической покупке автомобиля – какие факторы сочтут покупатели более важными при выборе между дизельным и бензиновым двигателем? Цена и будущая стоимость на вторичном рынке оказались самым популярным фактором – и это никого не удивило. Не повлияло на важность этого фактора ни добавление второго денежного фактора – скидок от продавцов (они заняли почетное второе место), ни напоминание о недавнем дизельгейте и возможном загрязнении окружающей среды (в этом и заключался эксперимент – узнать, как такие напоминания повлияют на важность факторов).

На почетном предпоследнем месте оказались возможные выбросы – как у дизелей, так и у бензиновых двигателей. Значит ли это, что потребители (а этот эксперимент проводился в Великобритании, то есть мы говорим о предпочтениях потребителей в развитой экономике) не заботятся об окружающей среде?

Оказалось, что нет – когда мы предложили опцию «мне просто нужна хорошая машина, пусть правительство думает о выбросах», она была отвергнута большинством опрошенных. Возможность изменения стандартов играет большую роль для участников с более высокой степенью отторжения риска. Но в других факторах неопределенность, судя по всему, не играет никакой роли. Эффект же от напоминания о дизельгейте оказался небольшим, в общем-то подтверждая эффект на потребление воды от размещения постеров в туалетах.

Экологичное поведение организаций

В части экологичного поведения организаций проводился квазиэксперимент: были собраны и проанализированы данные об использовании экологических критериев в государственных закупках. 

В России закупки регулируются двумя законодательными актами: Федеральный закон 44-ФЗ регулирует закупки товаров и услуг федеральными и региональными правительствами, а также муниципалитетами, а Федеральный закон 223-ФЗ регулирует покупки юридическими лицами, где доля государства превышает 50% или финансируемые из открытых источников. Ни тот, ни другой закон не предписывают использовать экологические критерии, хотя их приоритет закреплен в стратегии государства. Как влияет этот неявный (и явно неденежный) стимул на решения госзаказчиков: по закону они не обязаны закупать экологическую продукцию, но как «проводники» госполитики должны показывать пример следования экологической стратегии?

Оказалось, организации под 44-ФЗ с большей вероятностью будут включать экологические критерии в требования к закупаемой продукции. Принципы, сформулированные в экологической стратегии РФ, оказывают влияние на решения государственных и муниципальных органов власти даже при отсутствии прямых механизмов стимулирования. Получается, что «степень причастности» к государственной стратегии играет важную роль.

Таким образом, даже для организаций мы обнаруживаем неденежные факторы, значительно способствующие охране окружающей среды, и эти факторы могут работать вместе со стимулами или вместо них.

Итоги проекта

В общем и целом результаты проекта показывают, что неденежное стимулирование экологичного поведения имеет смысл. При этом следует различать методы, направленные на формирование ценностей и ожиданий и восприятие неопределенности. Эксперименты подтверждают, что экологические ценности уже сформированы, и влияние на них методами информирования и пропаганды малоэффективно. Наличие экологических ценностей не вытесняет роль денежных факторов, и с этим нужно считаться.

Экологические ценности не доминируют в принятии решений, их влияние легко свести на нет несправедливыми штрафами и неопределенностью в части правоприменения. Как демонстрирует поведение организаций – государственных закупщиков, добиться экологичного поведения можно без использования нормативов и штрафных мер.

Мы надеемся, что развитие государственной политики в части экологичного поведения пойдет не в направлении ужесточения штрафов и их привязки к «оцененному ущербу окружающей среде», а в направлении поддержки хрупких, но уже сложившихся экологических ценностей и снятия опасений быть несправедливо наказанным за следование им.