• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Какую роль играет культура в адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза?

Какую роль играет культура в адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза?

Старший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь Вера Федотова поделилась результатами своего диссертационного исследования на соискание степени кандидата психологических наук.

Какую роль играет культура в адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза?

Перед российскими вузами в настоящее время стоит амбициозная задача — выйти в международное образовательное пространство и прочно в нем утвердиться. Международный характер современного образования выражается в увеличении числа иностранных студентов и значительном росте академической мобильности. Количество иностранных студентов, как правило, является одним из показателей успешности вуза на мировом рынке образовательных услуг.

Федотова Вера Александровна
Департамент менеджмента: Старший преподаватель

О научной новизне исследования


Для нашей страны доля иностранных студентов — один из ключевых показателей интернационализации. Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего иностранному студенту довольно сложно адаптироваться к новой культуре. Научная новизна исследования заключается в изучении структуры, факторов, условий адаптации к образовательному пространству российского вуза у иностранных студентов в связи со спецификой принадлежности к культуре. В работе впервые исследуются копинг-стратегии (стратегии, используемые для преодоления стресса и совладания с ним) и составляющие антиципационной состоятельности (способности предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий) иностранных студентов как носителей разного типа культур. 

О респондентах

Респондентами выступили студенты из Индии, Китая, Арабских стран и стран СНГ. В ходе проведенного исследования была выявлена факторная структура адаптации иностранных студентов, обучающихся в России, в которой наблюдаются сходства и различия. Например, фактор «межличностное общение» является наиболее значимым в структуре адаптации к образовательному пространству вуза у китайских, арабских студентов и студентов из стран СНГ. Просоциальная и пассивная копинг-стратегии наиболее значимы в структуре адаптации студентов из Индии, Арабских стран, Китая и стран СНГ независимо от принадлежности студентов к той или иной культуре.

О различиях в социально-психологической адаптации студентов разных стран

В процессе диссертационного исследования было установлено, что социально-психологическая адаптация как процесс приспособления к новой культуре, языку общения и жизни в интернациональном обществе протекает труднее у носителей высококонтекстуальной культуры (представителей Арабских стран и Китая). Личностно-психологическая адаптация (психологические сложности включения в студенческое сообщество) вызывает меньшие трудности у носителей полихронной культуры (представителей Арабских стран и стран СНГ), чем у носителей реактивной культуры (китайцев) и полиактивно-реактивной (индусов). Биологическая адаптация вызывает сложности у арабов и индусов в большей степени, чем у студентов из Китая и стран СНГ.

Также были проанализированы сходства и различия в механизмах и копинг-стратегиях иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре. Механизм адаптации «поиск социальной поддержки» больше свойственен китайцам, чем арабским и китайским студентам. Китайцам, как носителям высококонтекстуальной и реактивной культуры, привычен поиск помощи и поддержки среди ближайшего окружения, коллективное решение проблемы. У студентов из стран СНГ, Китая и Индии наблюдаются различия по пассивной и асоциальной копинг-стратегии и по механизмам адаптации «осторожные действия» и «асоциальные действия». В ходе идентификации общих тенденций в адаптации иностранных студентов было выявлено, что просоциальная копинг-стратегия преобладает у арабов, индусов, китайцев и представителей стран СНГ независимо от принадлежности студентов к той или иной культуре, что говорит об ее универсальности. Тем не менее, арабы и студенты из стран СНГ, в отличие от китайцев, стремятся к общению и с иностранными, и с русскими студентами.

Об особенностях прогнозирования трудных ситуаций во время адаптации иностранных студентов

У  носителей полихронной культуры (арабов, индусов и представителей стран СНГ) наблюдается временная антиципационная несостоятельность, причем у арабов — самое низкое значение по данной составляющей. Студенты из Индии, Арабских стран, стран СНГ в меньшей степени способны прогнозировать течение времени и точно распределять его. Они часто опаздывают, не могут точно определить, сколько времени займет то или иное дело, не всегда пунктуальны, не всегда могут распланировать свой путь, чтобы успеть прийти вовремя в назначенное время и редко ведут запись своих дел в отличие от студентов из Китая. В то же время, у китайских студентов была выявлена личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность. Прежде чем что-либо предпринять, китайские студенты не пытаются предусмотреть все опасности, и они редко задумываются о том, что будут делать в случае отчисления из университета или увольнения.

Были выявлены различия в факторах адаптации у иностранных студентов: у студентов из стран СНГ по сравнению со студентами из Китая и Арабских стран были получены наиболее высокие баллы по академической (учебной) адаптации и самооценке уровня владения языком. У представителей высококонтекстуальной и реактивной культуры (китайцев) набольшие трудности по сравнению с другими иностранными студентами вызывают выполнение учебных обязанностей и групповая работа.

Особенности механизмов, факторов, критериев адаптации и копинг-стратегий легли в основу разработки сопровождающих программ адаптации для студентов, принадлежащих к разным культурам. Обзор ранее проведенных исследований показал, что программы адаптации для иностранных студентов не учитывают культурную специфику представителей разных стран. Важно отметить, что различия носителей той или иной культуры должны учитываться не только при составлении программ адаптации, но и при разработке системы обучения иностранных студентов.

Федотова Вера Александровна
Департамент менеджмента: Старший преподаватель