• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели НИУ ВШЭ – Пермь о проектах и стажировках в зарубежных университетах

В ноябре старший научный сотрудник кафедры информационных технологий в бизнесе пермского кампуса НИУ ВШЭ Алексей Бузмаков и доцент департамента иностранных языков Елизавета Смирнова вернулись из поездок в зарубежные университеты Индии, Испании и Бельгии. Сегодня они рассказывают о результатах своей работы и делятся впечатлениями о взаимодействии с преподавателями и студентами Индийского технологического института, Университета Виго и Католического университета Лувена.

Старший научный сотрудник кафедры информационных технологий в бизнесе НИУ ВШЭ – Пермь Алексей Бузмаков вернулся из поездки в Индию, где совместно с доцентом департамента анализа данных и искусственного интеллекта московского кампуса Вышки Сергеем Объедковым работал над реализацией международного проекта SPARK.

О тематике исследования

Проект SPARС — это грант индийского министерства науки, подобный нашему РНФ. Предполагалось, что в команду проекта войдут два профессора со стороны Индии, два профессора из России, а также студенты аспирантских программ из обеих стран.

Бузмаков Алексей Владимирович
Сектор эмпирического анализа рынков и компаний: Старший научный сотрудник

Основная тематика проекта связана с анализом формальных понятий — подобное исследование я проводил во время обучения в аспирантуре. Это анализ данных, некий его формализм. Грубо говоря, у нас есть некоторый язык описаний, на котором мы можем задать вопрос, предназначенный для разделения имеющихся наблюдений на те, которые соответствуют вопросу, и на те, которые ему не соответствуют. Любую такую комбинацию условно можно считать паттерном, то есть закономерностью. Кроме того, часть таких паттернов является неинтересными. Например, если в выборке данных нет мужчин старше 90 лет, то и паттерн «мужчина старше 90 лет» не интересен. С другой стороны, если в выборке данных отражено, что все респонденты — голубоглазые мужчины, то паттерны «мужчина» и «голубоглазый мужчина» будут соответствовать одним и тем же респондентам, и, значит, в большинстве практических задач только один из этих паттернов является необходимым.

Далее эти паттерны могут быть использованы для того, чтобы структурировать выборку данных, но лучше это работает на небольших выборках данных. Для больших выборок лучше уметь ранжировать найденные паттерны с точки зрения решаемой задачи. К примеру, у нас есть данные о пассажирах Титаника. В таком случае паттерны могут формулироваться в терминах расположения их кают, а их качество будет соответствовать вероятности выживания пассажиров, соответствующих этому паттерну. Тогда, можно выделить подгруппу людей, у которых вероятность выживаемости была максимальной. Такого рода задачи особенно значимы при построении гипотез о наблюдениях анализируемой выборки данных.

В рамках проекта нашей задачей является как разработка таких методов анализа данных, так и их эффективная реализация для расчетов на вычислительном кластере.

О команде проекта

Таким образом, в нашем проекте я работаю над эффективными алгоритмами поиска формальных понятий, Сергей Александрович — над обнаружением правил в совокупности данных. Со стороны Индии в реализации проекта принимают участие профессора Sriram Kailasam (Шрирам Каиласам) и Astrid Kiehn (Астрид Киен)‎. Профессор Kailasam выступал инициатором исследования. Он специализируется на распараллеливании алгоритмов для улучшения скорости их работы. Профессиональный интерес профессора Kiehn — математические логики: ее задача заключается в поиске ошибок в формализованной распараллеленной системы.

Впечатления о поездке в Индию и взаимодействии с университетом IIT Mandi

Моя поездка продолжалась в течение трех недель, две недели из них я читал лекции в университете IIT Mandi. У них немного иначе организованы занятия: они продолжаются в течение одного астрономического часа. Наверное, это даже удобнее — проще удерживать внимание аудитории. На моих лекциях по анализу данных присутствовали в основном студенты бакалавриата и аспирантуры. Ребята там активные, задают много вопросов, стараются разобраться в материале.

Если говорить об итогах работы над проектом в течение этого времени, то стоит отметить, что у нас получилось обсудить различные формальные вещи и специфицировать задачу. План работы над исследованием расписан по шагам, в планах помимо публикаций научных статей также и публикация совместной монографии, включающей помимо результатов исследования материалы преподаваемого курса.

Доцент департамента иностранных языков Елизавета Смирнова этой осенью прошла две стажировки за рубежом: в сентябре в Университете Виго (Испания), а в ноябре в Католическом университете Лувена (Бельгия).

О стажировке в Университете Виго

Первая моя стажировка проходила в сентябре в Испании, в университете Виго. Это достаточно молодой университет: он начал свою самостоятельную работу в начале 1990х, отделившись от крупного испанского университета Сантьяго-де-Компостела. Несмотря на молодой возраст, Университет Виго имеет достаточно сильную научную базу, в частности по филологии и лингвистике. Руководителем моей стажировки был доктор Хосе Гарсия Мигель, профессор департамента общего языкознания факультета филологии и перевода.

Смирнова Елизавета Александровна
Департамент иностранных языков: Доцент

Стажировка прошла очень продуктивно. Мы с руководителем обсудили мои научные работы по функциональной грамматике и обрисовали план дальнейших исследований, в том числе совместные публикации. Под его руководством я собираюсь начать работать над диссертацией на соискание степени PhD.

Также я познакомилась с профессором Хавьером Перез Гуеррой, который является специалистом в области академического письма, и рассказала ему о проектах, над которыми работаем с коллегами из НУЛ учебных корпусов. Мы наметили возможные варианты сотрудничества в данном направлении.

Помимо научной работы, мне удалось посетить несколько занятий по английскому языку, лингвистике и переводу. Преподаватели подробно рассказали мне о программах преподаваемых дисциплин, формах контроля, учебных материалах. Было очень интересно сравнить их методику преподавания с нашей, понаблюдать за студентами. Необычно, что занятие длится у них 1 час 45 минут, у студентов обычно три-четыре занятия в день. Кроме того, я встретилась с руководителем отдела международного сотрудничества, чтобы передать информацию о НИУ ВШЭ и договоры о партнерстве между нашими вузами.

О стажировке в Католическом университете Лувена

Вторая часть моей стажировки в рамках программы Кадрового резерва проходила в ноябре в Бельгии, в Католическом университете Лувена, расположенного в небольшом городке Лувен-ла-Нев в тридцати километрах от Брюсселя.

Католический университет Лувена с его Центром английской корпусной лингвистики является центром притяжения для специалистов, занимающихся цифровыми методами изучения языка со всего мира, поскольку работающие здесь исследователи задают траекторию развития данной области. Для меня было огромной удачей попасть сюда на стажировку, так как ежегодно Центр получает большое количество заявок со всего мира, которые проходят тщательный отбор.    

Руководителем моей стажировки была профессор Фанни Мюньер, руководитель Центра, автор множества публикаций об исследовании учебных корпусов и академическом письме на английском языке. В результате стажировки были обработаны данные для двух статей, которые сейчас готовятся к публикации. Также я выступила с докладом на научном семинаре Центра, в котором рассказала о НУЛ учебных корпусов, сотрудником которой я являюсь, а также о результатах своей работы в области корпусной лингвистики за последние несколько лет. Я получила важные комментарии и советы от профессоров Сильвиан Грейнджер и Магали Пако, которые, безусловно, помогут мне и коллегам в дальнейшей работе над проектом.

Во время моего визита в Свободном университете Брюсселя проходил коллоквиум «Расширение границ исследования сложности академического текста», организованный сотрудниками Центра английской корпусной лингвистике Католического университета Лувена. Профессор Магали Пако любезно пригласила меня принять в нем участие. В течение двух дней я слушала доклады молодых и именитых исследователей, так или иначе связанных с проблемой сложности текста, изучением которой я также сейчас занимаюсь. Меня поразил уровень, на котором работают коллеги, сложность статистических методов анализа, которые они применяют.

Помимо научной работы, мне удалось посетить несколько занятий по лексикологии, методике преподавания английского языка, корпусной лингвистике и статистике. Было интересно не только погрузиться в атмосферу европейского университета, снова почувствовать себя студенткой, но и взять для себя что-то, что можно будет в дальнейшем использовать в своей педагогической практике. Преподаватели подробно рассказали мне о программах преподаваемых дисциплин, формах контроля, учебных материалах.

Выражаю благодарность Управлению академического развития и факультету экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ – Пермь за предоставленную возможность поехать на стажировки. Уверена, что они будут чрезвычайно полезны для моего профессионального роста.