• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Однозначно, это было одно из лучших наших исследований»

В течение первого учебного модуля студенты 4-го курса образовательной программы «Менеджмент» НИУ ВШЭ – Пермь работали над исследованиями в рамках изучения курса «Научно-исследовательский семинар». Ребята поделились результатами своих научно-исследовательских проектов: рассказали, как студенты пермского кампуса строят свой карьерный трек, копят средства на осуществление своих целей и справляются со стрессом во время обучения в университете.

«Однозначно, это было одно из лучших наших исследований»

Александр Гонцов, студент 4-го курса образовательной программы «Менеджмент»


Проект: «Как студенты строят карьерный трек — объясняет ТАСС»

Команда: Александр Гонцов, Анастасия Григорьева, Юлия Макарова, Полина Меркушева

О выборе идеи для исследования


Мысль о проекте возникла у нашей команды во время перерыва между парами. Преподаватель задал вопрос аудитории: «Вы уже думали, что будете делать после окончания бакалавриата?» — и вдруг в аудитории стало как-то тихо. Кто-то сказал, что у нас еще много времени, и пока можно об это не думать. Однако время пролетит очень быстро — мы и заметить не успеем, как закончится четвертый курс, а затем придется столкнуться с выбором: продолжать обучение в магистратуре, искать работу или посвятить время себе, например. Мы решили изучить этот вопрос подробнее и погрузиться в тему отношения студентов к построению собственного карьерного трека, то есть к планированию будущей карьеры.

О методах сбора и анализа данных

С анализом данных в SPSS почти не возникло проблем благодаря Евгении Андреевне Шенкман, которая вела у нас курс «Анализ данных в бизнесе». С факторным анализом мы много работали в прошлом году, с ним тоже не возникло трудностей. Показатель «Альфа Кронбаха» считали впервые, с непараметрическими тестами тоже пришлось разобраться, так как данные не имели нормальное распределение. Важно отметить, что если в процессе анализа данных возникали сложности, то нам всегда помогала Юлия Олеговна Папушина, поэтому удалось со всем справиться.

О самых интересных выводах 

В отношении построения карьерного трека студентами выявить четыре субшкалы: «Трудолюбие», «Амбициозность», «Систематизация» и «Самопознание». У студентов присутствуют все субшкалы, если речь заходит о построении карьерного трека. Интересно, что по субшкалам «Трудолюбие» и «Самопознание» мы наблюдаем значимую разницу у студентов старших и младших курсов. Обе выражены сильнее у студентов третьего и четвертого курсов, а это означает, что они более активны по отношению к построению собственной карьеры.

Такое поведение характеризуется интересом к потенциальным возможностям профессионального развития по окончании программы бакалавриата, подготовке к поиску работы или магистерской программы. Студенты с большой долей вероятности имеют актуальную версию резюме или работают над ней. Они понимают особенности своей личности, могут перечислить свои навыки и мотиваторы. Можно сделать вывод о том, что индивиды знают свои интересы, слабые и сильные стороны. При ярко выраженной субшкале «Трудолюбие» индивид предпочитает «действовать сразу», а выраженная субшкала «Самопознание» показывает, что индивид много думает перед принятием решения.

Отмечу также, что по субшкале «Систематизация» мы наблюдаем значимую разницу между мужчинами и женщинами. У девушек она выражена сильнее, что говорит о их стремлении к фиксации целей и систематизации информации. У таких респондентов наблюдается осознанность собственных приоритетов.

О впечатлениях после завершения исследования 

Однозначно, это было одно из лучших наших исследований. Каждый раз мы радовались, когда видели рассчитанные показатели. Например, значение Альфы Кронбаха по нашему опросу составило 0,88 — а это отличный результат, учитывая то, что необходимый порог даже для профессиональных тестов составляет 0,7. Получившиеся факторы (субшкалы) логичны, высказывания внутри фактора согласованы. Хорошо, что получились отличные показатели, но при работе с собственной базой, самостоятельно собранной на основе своего опроса, было приятно вдвойне.

Тем не менее, считаю важным учитывать ограничения исследования: малое количество респондентов в выборке из-за жестких временных рамок, а также невозможность переноса результатов на другие университеты из-за специфики выборки.

Для продолжения данного исследования необходимо будет подумать над увеличением количества респондентов в выборке. Возможно, стоит рассмотреть идею о включении в выборку студентов всех высших учебных заведений региона, только нужно понимать цель подобного решения. Федеральный уровень исключен: достижимость респондентов в выборке, сложность проведения опроса — лишь малая часть препятствий. Нужно понимать, что региональные модели потребления и поведения различны, не говоря уже о столичных.

В исследовательской работе мы ценим не только новизну, но и практическое применение результатов, их значимость. Полученные данные можно применить, например, для совершенствования раздела Центра по работе со студентами и выпускниками на сайте ВШЭ. Мы видим в этом пользу как для студентов, так и для университета. 


Элен Ямаева, студентка 4-го курса образовательной программы «Менеджмент»


Проект: «Сберегать или тратить: какая стратегия у тебя? Исследование финансового поведения студентов НИУ ВШЭ – Пермь»

Команда: Влада Казанцева, Ольга Мелиахматова, Елена Трясцына, Элен Ямаева

О выборе темы для исследования

Мы могли выбрать любую тему для исследования, но в ходе мозгового штурма остановились на спорте или финансах. Выбрали область финансов, так как стало интересно, есть ли у наших студентов желание сберегать деньги, инвестировать? На какой период они привыкли ставить перед собой цели и копить на их осуществление? Так, нашей целью стало описание модели финансового поведения студентов НИУ ВШЭ – Пермь.

О процессе проведения исследования

Во время выбора методики для исследования мы искали всевозможные упоминания в исследованиях по финансовому поведению. В конечном итоге был использован опросник, разработанный О.Е. Кузиной, профессором социологических наук НИУ ВШЭ.

Собрать ответы респондентов на опросник было достаточно легко. Сложность заключалась в обработке, кодировке полученных значений, применении методов анализа данных. В работе мы применили меры средней тенденции, факторный и кластерный анализ.

О самых интересных выводах


После проведения кластерного анализа мы получили четыре типа финансового поведения респондентов: «Планирующие и разборчивые», «Среднестатистические», «Финансовые аутсайдеры» и «Авантюристы». «Планирующие и разборчивые» выбирают финансовые услуги наиболее рационально, способны к долгосрочному планированию. «Среднестатистические» имеют сбережения, но избегают основных рисков, при принятии финансовых решений советуются со знакомыми. «Финансовые аутсайдеры» думают только о сегодняшнем дне, тратят «здесь и сейчас». Наконец, «авантюристы» проявляют сильную импульсивность в принятии решений,  всегда ищут возможность улучшения собственного финансового поведения.

Оказалось, что больше половины (около 60%) студентов относятся к типам «Планирующие и разборчивые», и «Среднестатистические». Представители данных групп совершают осознанный выбор финансовых услуг, способны планировать в долгосрочном периоде, активно используют современные финансовые технологии, имеют сбережения, но избегают рисков.


Арсений Чертвертных, студент 4-го курса образовательной программы «Менеджмент»


Проект: «Стресс студентов. 1 курс VS 4 курс»

Команда: Александра Мокрушина, Екатерина Садова, Арсений Четвертных, Эвелина Шилинг

О выборе темы для исследования

Идея исследовать стресс пришла к нам очень быстро, ведь мы, студенты, часто сталкиваемся с волнительными и напряженными ситуациями — как в жизни, так и в учебном процессе. Нам стало любопытно, как студенты разных курсов реагируют на стресс и как справляются с ним.

Конечной целью для себя мы определили создание рекомендаций по преодолению стресса для студентов младших курсов в период обучения в НИУ ВШЭ – Пермь. Было решено оформить их в виде чек-листа, который каждый желающий мог бы скачать и применять в жизни. Перед тем как составлять рекомендации, было необходимо изучить общую картину стресса у студентов. Так родилась наша гипотеза о том, что студенты 4-го курса бакалавриата имеют более низкий уровень стресса по отношению к 1-ому курсу.

О процессе проведения исследования


Для исследования мы взяли наиболее часто используемые методики, а именно методику исследования тревожности Ч.Д. Спилберга (адаптация Ю.Л. Ханина) и тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых для определения общего и учебного стресса. Кроме того, мы прибегли к качественному методу исследования — полуструктурированному интервью для выявления стратегий по преодолению стресса студентами.

Для получения большего количества ответов мы решили проводить опрос в офлайне, в распечатанном виде. В этом нам помогли Юлия Олеговна и редакционно-издательский отдел ВШЭ – Пермь. В результате ответов получили действительно много, 80-90% с курса. Главный минус в таком подходе очевиден — сложность в обработке данных. На что не пойдешь ради репрезентативности полученных данных!

Интервью также проводили в офлайн-режиме. Всего было проведено шесть интервью, где студенты старших курсов поделились своими способами преодолению стресса.

Тест Альфа-Кронбаха — новый для нас метод анализа данных, большая часть нашей группы еще ни разу с ним не сталкивалась. Как оказалось, его стоит использовать, когда вопросы содержат шкалу Лайкерта, а она как раз присутствовала в выбранных нами методиках.

О самых интересных выводах

По результатам исследования мы можем выделить два интересных наблюдения. Во-первых, причины возникновения стресса, его проявление и приемы снятия стресса у студентов разных курсов очень похожи. Во-вторых, общий уровень стресса у студентов 4-го курса выше, чем у студентов 1-го курса, но совсем незначительно. Этот результат оказался неожиданным для нас, но этому есть свои объяснения. Если говорить общими словами, то те проблемы, с которыми сталкиваются студенты младших курсов, по нашей выборке оказались несколько проще тех, которые касаются их старших товарищей.

Окончательной точкой исследования является сформированный чек-лист. Мы постарались сделать его простым, интересным, и, что самое главное, универсальным. Как оказалось, студенты практикуют разные стратегии при борьбе со стрессом, и именно универсальный подход являлся главной задачей составления рекомендаций.


Чек-лист


Пожалуй, именно составление чек-листа и предварительное знакомство с различными способами преодоления стресса от студентов оказались наиболее интересной частью нашего исследования. Кроме того, это оказалось очень полезным занятием, так как ряд способов мы уже начинаем практиковать.

Безусловно, исследование может получить дальнейшее развитие за счет изучения студентов других специальностей из НИУ ВШЭ – Пермь либо других вузов Перми. Не исключено, что стратегии для других студентов будут отличными от тех, которые мы получили.