• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «После этих двух недель мне хочется радоваться возможности свободно дружить, учиться, спрашивать, быть»: организаторы и участники о прошедшей международной летней школе «Культура тоталитарного общества и практики памяти»

«После этих двух недель мне хочется радоваться возможности свободно дружить, учиться, спрашивать, быть»: организаторы и участники о прошедшей международной летней школе «Культура тоталитарного общества и практики памяти»

С 20 по 31 августа в пермском кампусе НИУ ВШЭ прошла летняя школа «Культура тоталитарного общества и практики памяти», объединившая более 30 студентов из Германии, Бельгии и России. Организаторы, преподаватели и участники школы поделились впечатлениями о прошедшем мероприятии.

Отбор участников проходил на конкурсной основе. 12 студентов и аспирантов приехали на летнюю школу из Германии и Бельгии, трое — из Москвы и Санкт-Петербурга, также в проекте приняли участие около 20 пермяков. Школа объединила историков, социологов, политологов, культурологов, юристов — людей с разным бекграундом и подходом к исследовательской деятельности.

Помимо сотрудников пермской Вышки, со студентами работали Виталий Тайхриб и Аркадий Миллер (Freie Univirsitaet, Берлин), Адреа Гулотта (University of Glasgow), Софья Гаврилова  (University of Oxford), Александр Резник (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), Александр Глушков (Государственный архив Пермского края), Роберт Латыпов и Иван Васильев («Мемориал»), а также Андрей Бушмаков (Пермский государственный институт культуры).

Динара Гагарина, декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь

Две интенсивные недели пролетели стремительно и насыщенно. 12 дней по 8 часов занятий, иногда на выезде — это был своеобразный марафон и для участников, и для организаторов. Школу такого рода — и тематически, и организационно — мы провели впервые. Мне говорили, что делать школу по истории в Перми на английском языке, да еще и с достаточно большим организационным взносом — это безумие. Конечно, большим кредитом доверия стала для нас поддержка DAAD и Вышки, а также тот факт, что зарубежные студенты активно откликнулись на наши объявления о школе. Получилось со всех сторон мультикультурно и междисциплинарно. 

Отдельно отмечу уровень английского (а иногда еще и немецкого) наших пермских студентов-историков. Они не только успешно прошли весь курс обучения, но и свободно общались со своими зарубежными коллегами на профессиональные и личные темы. Я с удовольствием и даже наслаждением наблюдала за этим, осознавая значимость наших усилий по языковой подготовке.

Александр Чащухин, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Важно то, что здесь стало возможным сосуществование исследований памяти и традиционных исторических исследований, выполненных в рамках новых парадигм. Это была сложная школа, страшно интересная школа с точки зрения опыта общения со студентами из нескольких стран. Для меня, наверное, одним из самых приятных был момент знакомства с семьей одной студентки, которая приехала на школу из Германии с мужем и двумя детьми. Также очень любопытно было наблюдать, как наши студенты достаточно быстро входят в интернациональный коллектив.


Алексей Каменских, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

В рамках проведения летней школы я отвечал за проведение занятий, посвященных исследованию памяти. Удивил замечательный уровень заинтересованности в содружестве у немецких и бельгийских студентов — это хорошо было заметно по тем уместным, точным вопросам, которые они задавали. Наши студенты тоже быстро «вошли в русло» и отлично проявили себя на летней школе.


Екатерина Шестакова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Я в основном знакомила студентов с историей Перми и Пермского края, в частности, с архитектурно-этнографическим музеем «Хохловка» — это позволило участникам школы переключиться и еще глубже погрузиться в историю региона. В целом, впечатления у наших гостей положительные, что мы можем наблюдать по их отзывам о прошедшем мероприятии.



Анна Остапенко, студентка 4-го курса образовательной программы «История» НИУ ВШЭ  Пермь

Занятия школы продолжались в течение двух недель. Для меня самыми интересными и новыми стали семинары с Александром Резником и занятия с Виталием Тайхирбом. С Александром мы читали статьи, посвященные жизни Троцкого, а потом анализировали визуальные источники советской эпохи и даже фильм, снятый совсем недавно в современной России: как образ Троцкого использовался и используется в публичном дискурсе. С Виталием Тайхирбом мы смотрели эго-документы, посвященные Голодомору, а потом пробовали выразить личные истории о голоде, осмыслить то, как воспринимался голод разными акторами, поговорили и о политизированности этой темы сегодня. Программа была очень интенсивной, но при этом организаторы постарались разбавить ее выездами на экскурсии. Конечно же, очень много времени мы проводили по вечерам вместе. Мне всегда доставляет удовольствие общение со студентами из других стран, это незабываемо!


Полина Дмитриева, студентка 2-го курса образовательной программы «История» НИУ ВШЭ  Пермь 

 

Летняя школа в Вышке была очень классной! Несмотря на довольно напряженное расписание, все прошло хорошо и продуктивно. Я многое узнала за эти две недели. Мне безумно понравились два курса — о Льве Троцком от Александра Резника и об истории медиа, в частности, о советском радио от Аркадия Миллера. Во-первых, было видно, как сильно каждый из преподавателей был заинтересован своей темой. Во-вторых, они так умело коммуницировали с аудиторией, задавали правильные и точные вопросы, оставляли многое для нашего самостоятельное размышления, а не просто предоставляли информацию. В-третьих, эти курсы были так хорошо структурированы, что не оставалось сомнений в квалификации преподавателей.

Ребята, которые приехали на школу из других стран, удивили нас блестящим знанием русской истории и русского языка. Все участники были такие разносторонние — здорово, что у нас была возможность узнать их в неформальной обстановке, вне стен университета. Хотелось бы, чтобы Вышка и, в частности, наш факультет не останавливались на этом и продолжали организовывать такие крутые международные проекты, обязательно привлекая наших студентов.



Илья Белослудцев, студент 4-го курса образовательной программы «История» НИУ ВШЭ – Пермь

 

Летняя школа получилась крайне насыщенной — каждый день по 7 часов занятий, чередующихся с поездками, экскурсиями и дебатами. Любая школа — это в первую очередь общение, обмен мнениями и личным опытом. На нашей школе звучало три языка — русский, немецкий, английский, и у каждого участника была отличная возможность обсудить историю и культуру России и Германии, удивиться, насколько много общего между нами. Это был отличный опыт! Надеюсь, в пермской Вышке подобные события еще не раз повторятся.

Арсений Старков, аспирант 1-го курса Аспирантской школы по историческим наукам, НИУ ВШЭ – Москва

Летняя школа позволила достаточно полно рассмотреть различные аспекты феномена тоталитаризма. Помимо обсуждения вопросов, связанных с советской системой 1930-1950-х годов, значительное внимание было уделено вопросам трансформации памяти об указанном периоде как в общероссийском, так и в локальном масштабе. В частности, одним из наиболее ярких событий стало посещение мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36» и последующая дискуссия о социально-политических аспектах современных практик коммеморации. 

Участие в школе коллег из разных стран (России, Германии, Бельгии и т.д.) и разных специализаций (история, социология, политические науки) сделали дискуссии особенно продуктивными, позволили взглянуть на проблематику из разных академических перспектив. Подобные обсуждения дали возможность посмотреть на «привычные» темы совершенно под другим углом. Установленные точки междисциплинарного пересечения могут стать замечательным стартом для будущих исследований. 

Международный характер школы создал прекрасную среду для рабочей и дружеской коммуникации, хотя и выявил определенный разрыв между отечественными и зарубежными аналитическими подходами. С другой стороны, различные виды групповой работы участников школы, как мне кажется, позволили в значительной степени преодолеть эти академические барьеры и взаимно познакомиться с исследовательским опытом коллег. Нельзя не отметить встречи, где коллеги могли представить собственные исследовательские проекты. Вопросы участников в рамках обсуждения проектов дали прекрасную возможность обозначить дальнейшие возможные пути собственного исследования. 

Хотел бы выразить благодарность организаторам школы, российским и зарубежным участникам за 12 продуктивных и исключительно интересных дней.

В эти 12 дней летней школы я прожила целую жизнь! В профессиональном плане, я чувствую вдохновение — как будто передо мной открылись новые книги, и мне хочется прочесть их и написать свою. Верю, что мое исследование зазвучит аутентичнее благодаря всем посещенным занятиям. Я вдруг обрела людей, в компании которых пропадают рамки времени, языка, менталитета, а остается только ощущение «здесь и сейчас». «Ik wil vrij zijn!» — этой фразе научила меня Тесса, одна из участниц школы. На голландском она означает «Я хочу быть свободной!». После этих двух недель мне хочется радоваться возможности свободно дружить, учиться, спрашивать, быть. Спасибо за все эти мысли и ощущения!

Екатерина
Участница школы