• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Пермской Вышки стали победителями конкурса НИРС – 2018 по направлению «Финансы»

В номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов бакалавриата» 2-е и 3-е места были присуждены работам студентов 4-го курса образовательной программы «Экономика» НИУ ВШЭ – Пермь Анны Поповой и Ксении Кетовой.


Анна Попова
представила на конкурсе работу на тему «Measurement of digitalization level of the company» и заняла 2-е место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов бакалавриата». Научный руководитель: руководитель департамента экономики и финансов, старший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ – Пермь Мария Молодчик.

В первую очередь, хотелось бы сказать, что Анна Попова уже два года работает в Международной лаборатории экономики нематериальных активов. Все стажеры-исследователи имеют возможность обсуждать свои работы со старшими коллегами, как правило, все вовлечены в крупные проекты, выполняемые в рамках лаборатории. Одним из таких проектов является исследование процессов цифровой трансформации бизнеса.

В прошлом году Анна занималась вопросами измерения уровня цифровизации компании. Постановка исследовательского вопроса осуществлялась мной, а курирование сбора данных и анализа полученных результатов проходило под руководством Софии Паклиной. В этом плане победа Анны на конкурсе НИРС — это общая победа лаборатории. Мы все очень рады за нее и гордимся ее результатами. 

Измерение уровня диджитализации компании является актуальной исследовательской темой, так как для эффективного управления в условиях цифровой экономики необходимы метрики процессов цифровой трансформации бизнеса. Одним из аспектов такой трансформации являются способы общения компании с клиентами, поставщиками, партнерами. Анна рассматривала сайт компании как основной канал такого общения. Уникальность работы, которую Анна представила на конкурс, заключается в базе данных по более чем 15-ти цифровым показателям сайтов и их взаимосвязь с результатами деятельности компаний. 

Молодчик Мария Анатольевна
Департамент экономики и финансов: руководитель


Анна Попова,
студентка 4-го курса образовательной программы «Экономика»

Тема исследования — это, по сути, тема моей курсовой работы на третьем курсе. В прошлом году я начала работать стажером-исследователем в МЛЭНА — Международной лаборатории экономики нематериальных активов. Тему диджитализации можно считать одной из «горячих тем» у экономистов. Пообщавшись с Марией Анатольевной, я поняла, что диджитализация — это новое, почти что зарождающееся направление деятельности лаборатории. Как человек, который только начал там работать, я заинтересовалась, понимая, что смогу параллельно со старшими коллегами работать в этом направлении и вносить свой вклад.

Что касается актуальности работы — она очевидна. Повсеместная цифровизация (digital ubiquity) захватывает все сферы жизни. Конечно, бизнес не остается в стороне. Я занимаюсь изучением использования компаниями интернета и социальных сетей в своей деятельности. На первый взгляд, это не такие важные вещи, но когда узнаешь, что зачем-то многомилиардный завод, занимающийся добычей цинка, заводит себе аккаунт в Instagram, невольно думаешь, а зачем? 

Это исследование было «вводным». Его цель — понять, что вообще такое диджитализация и как можно ее измерить. Можно измерить продажи, прибыль, количество станков для производства, но как измерить присутствие компании в интернете или уровень ее оснащенности технологиями? В этом и заключалась наша работа. На основе теоретического обзора были созданы реальные метрики, была совершена выборка российских компаний по выручке на базе РБК-500 и RAEX-600, собраны данные с веб-сайтов и соцсетей и использован Метод главных компонент. 

В итоге были получены метрики для измерения диджитализации на примере использования компаниями различных инструментов на веб-сайте: «online-продажи» (насколько компания готова подавать свою продукцию через интернет), «online-коммуникация» и еще три метрики, связанные с месенджерами и соцсетями. Нужно было понять, насколько они релевантны, и мы посмотрели корреляцию с продажами. Статистически значимые коэффициенты позволили говорить о связи диджитализации и показателей деятельности компании. Так, наша работа стала основой для дальнейших исследований с регрессионным анализом и моделированием.


3-е место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов бакалавриата» заняла работа Ксении Кетовой на тему «Факторы, влияющие на цену криповалют (на примере биткоина)». Научный руководитель: старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ – Пермь, младший научный сотрудник лаборатории GAMES Евгения Шенкман.


Ксения Кетова, студентка 4-го курса образовательной программы «Экономика» 


В конце второго курса, когда необходимо было выбирать тему курсовой на следующий год, я посмотрела на предложенные нам темы и поняла, что хочу чего-то другого. В то время про криптовалюты только начали говорить, а я следила за этим. Тема была актуальна, потому что криптовалюты могли бы стать некой революцией в финансовой сфере. Мне показалось, что это безумно интересно еще и с научно-исследовательской точки зрения. Я подошла к своему научному руководителю Евгении Андреевне с этим предложением, и она меня поддержала. Так, мой личный интерес перерос в курсовую работу. 

Я использовала длинные временные ряды в своей работе (ежедневная средняя цена биткоина за пять лет). Со сбором данных трудностей практически не возникало: статистика о криптовалютах свободна и доступна на открытых источниках. Трудностью оказалось лишь то, что анализировать такие данные пришлось по большей части учиться самой, так как временные ряды имеют свою специфику. 

Оказалось, что на курс криптовалюты (в частности биткоина) влияют, например, доход майнеров («добытчиков/производителей» монеты), объем торгов, общий объем валюты в обращении и показатель Google Trends (меряет частоту поисковых запросов в google). Последний фактор мне кажется наиболее интересным. Он может косвенно отражать популярность валюты среди инвесторов, а следовательно, растущий/падающий спрос. К слову, сейчас я продолжаю исследовательскую работу в этой области. В планах — изучить подробнее, как влияет популярность поисковых запросов на курс криптовалюты.

Идея исследования полностью принадлежит Ксюше. За все время работы со студентами она первая, кто пришел ко мне со своей темой. 

Тема влияния популярности поисковых запросов на курс криптовалюты действительно очень любопытная, как говорится, «at the edge of the science». Опубликованных исследований по ней еще нет, однако на конференциях такие доклады уже появляются, как, например, на iCARE в этом году.

Благодаря глубокой заинтересованности в теме и потрясающей работоспособности ей удалось стать победителем конкурса НИРС. Хочу особо подчеркнуть, что Ксюша победила с работой, выполненной на 3-ем курсе, и это отличный результат.

Шенкман (Попова) Евгения Андреевна
Департамент экономики и финансов: Старший преподаватель

Поздравляем Анну и Ксению с победой в конкурсе и желаем успехов в учебной и научной деятельности!