• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • На базе НИУ ВШЭ – Пермь прошла конференция «Педагогические технологии в обучении финансовой грамотности»

На базе НИУ ВШЭ – Пермь прошла конференция «Педагогические технологии в обучении финансовой грамотности»

6 и 7 декабря в Пермском кампусе Высшей школы экономики состоялась Межрегиональная конференция, в рамках которой федеральные эксперты и представители регионов обсудили вопросы развития финансового образования в России и продвижения инновационных педагогических решений в сфере финансового просвещения.

В конференции приняли участие представители министерства образования и науки Пермского края и министерства финансов Удмуртской Республики; руководители образовательных учреждений, педагоги школ и СПО, члены Совета ветеранов Мотовилихинского района. 

Конференция проводилась в течение двух дней и предполагала два формата взаимодействия участников и экспертов: пленарное заседание и педагогические мастерские. 

На пленарном заседании прозвучали доклады, иллюстрирующие опыт регионов по повышению финансовой грамотности населения. Екатерина Лавренова, эксперт проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», рассказала об образовательных программах и продуктах, созданных в рамках проекта. Директор Федерального методического центра по финансовой грамотности НИУ ВШЭ Николай Берзон провел дискуссию на тему формирования федеральной методической сети по повышению финансовой грамотности в системе школьного образования. Мария Кулакова, заместитель начальника бюджетного управления Министерства финансов Удмуртской Республики, поделилась опытом повышения финансовой грамотности региона, а руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности Татьяна Райских представила перед коллегами региональную модель школьного финансового образования в Алтайском крае.

Во второй части пленарного заседания с представлением результатов реализации региональных программ повышения финансовой грамотности выступили руководитель Казанского межрегионального методического центра Айдар Туфейтулов, руководитель Пермского межрегионального центра Наталья Жукова, представитель министерства образования и науки Пермского края Надежда Босенко, создатель проекта Семейный Финансовый Клуб «Лесная биржа» Эдуард Матвеев и начальник отдела организации и мониторинга АОУ ДПО Удмуртской Республики Ольга Красноперова.

В рамках практической части конференции были реализованы практикоориентированные мероприятия — педагогические мастерские. Первая мастерская на тему «Технологии обучения старшего поколения финансовой грамотности» была проведена для старшего поколения, а также студентов-волонтеров. Вторая педагогическая мастерская была ориентирована на  педагогов школ и СПО и посвящена вопросам подготовки школьников к олимпиадам по финансовой грамотности. Модераторами на этом мероприятии были Светлана Силина, старший методист Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (НИУ ВШЭ, г. Москва) и Юлия Анчуткина, учитель высшей категории, школа № 17, г. Пермь, методист Пермского ММЦ.

В рамках третьей мастерской педагоги начальной школы рассмотрели проблему технологий обучения финансовой грамотности детей. Круглый стол модерировала Ирина Кетова, руководитель Челябинского регионального методического центра по финансовой грамотности в системе общего и средне-профессионального образования. На четвертой педагогической мастерской для педагогов школ и СПО  обсуждались технологии коллективного взаимодействия учащихся, игровые технологии и обучение предпринимательству. Модератором круглого стола выступил декан факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ –Пермь Дмитрий Гергерт.

Кроме этого, в рамках конференции были проведены мастер-классы и открытые лекции:

  • «Технология проведения уроков по финансовой грамотности» — лекция эксперта проекта по финансовой грамотности Министерства финансов России Екатерины Лавреновой;
  • «Управление личными финансами» — открытая лекция руководителя федерального методического центра Николая Берзона;
  • Интерактивная игра для педагогов «Управление личными финансами» — лекция преподавателей-практиков Ирины Орловой и Петра Ситника;
  • «Использование технических средств в обучении финансовой грамотности» — Лекция Татьяны Букиной и Марины Реймерс;
  • «Интернет-технологии в обучении финансовой грамотности» — лекция заместителя декана факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь Василия Ведерникова.

По окончании мероприятия участники конференции поделились своими впечатлениями.

Николай Берзон, заслуженный экономист РФ, Д.э.н., профессор, директор Федерального методического центра по финансовой грамотности НИУ ВШЭ

В самом начале, 1 апреля 2016 года, нашим проектом было охвачено 15 субъектов Российской Федерации, с 1 января 2018 года этот список значительно расширился до 50 регионов. В рамках этой конференции мы ставили перед собой цель, чтобы регионы, которые давно функционируют в проекте и уже наработали технологию донесения знаний до учителей,  поделились опытом с участниками-«новичками», которые только присоединились к нам: с Пермским краем, Кировской областью, Удмуртией, Челябинской, Самарской областью. Я этого ждал, и все мои ожидания оправдались: на одной площадке было сформировано экспертное сообщество, участники которого были готовы обмениваться друг с другом мнениями, важным опытом, который должен быть полезен для каждого.

Если говорить о запомнившихся выступлениях новых участников, хочу отметить доклад представителей Удмуртии, которые наряду с Пермским краем совсем недавно вступили в проект, хотя задолго до этого они уже активно занимались проблематикой финансовой грамотности у себя в регионе, понимая, что это важно и необходимо. Финансовая грамотность имеет несколько своего рода направлений — Удмуртия начала обучение с проблематики создания начинающими предпринимателями собственного бизнеса, где важной составной частью обучения является финансовое обоснование проекта.  После они пришли к выводу, что азы финансовой грамотности необходимо прививать человеку с детства, со школьных лет. На конференции они рассказали свою историю прихода в этот проект, это было действительно интересно. Также интересно было послушать доклад Ольги Красноперовой, которая говорила о том, что обучать детей финансовой грамотности, безусловно, важно, но из поля зрения зачастую «выпадают» люди с ограниченными возможностями. Для них методика преподавания должна быть совсем иная, подразумевающая разработку специальных программ, пособий. Думаю, что в той или иной мере эта проблема должна найти путь своего применения.

Было интересно взаимодействовать с пермскими учителями. Могу сказать, что в сравнении с московской аудиторией региональные учителя проявляют больше интереса,  стремления к получению новой информации. На открытой лекции я взаимодействовал со студентами НИУ ВШЭ – Пермь. Хочу пожелать ребятам быть более активными, не бояться задавать вопросы и отстаивать собственную точку зрения.

На этой конференции совместно с экспертным сообществом мы успешно обсудили, какие в настоящее время есть проблемы и в каких направлениях нам нужно двигаться. Мы вновь пришли к выводу, что классические формы проведения занятий вроде лекций нужны, но для ребят, обучающихся в начальных классах и средней школе более доступна информация в игровой форме — в виде кейсов, игр, разбора деловых ситуаций. Наряду с разработанными учебниками нам нужно разрабатывать серию игровых занятий, где в форме игры мы сможем преподносить ребенку основы финансовой грамотности.

Екатерина Лавренова, эксперт проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», к.п.н.

На этой конференции мы стремились услышать доклады представителей других регионов: с одной стороны, чтобы узнать о результатах их деятельности и масштабировать успешные практики, с другой стороны, дать возможность получить публичную оценку деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности региона. Так достигается главная цель конференции — межрегиональный обмен опытом. Важно, чтобы на уровне управления образовательной сферой, в частности, директорами образовательных организаций педагогам была предоставлена возможность быть выслушанными, ведь именно в этом случае изменения, направленные на повышение уровня финансовой грамотности будут успешно реализованы.

Татьяна Райских, руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности

Для педагогов очень важно проводить конференции такого формата, где они могут встретиться друг с другом и обменяться профессиональными комментариями, опытом. Немаловажно то, что к участию в данном мероприятии были приглашены представители экспертного сообщества из разных регионов: рада, что в Высшей школе экономики такая площадка успешно функционирует. Мы представляли Алтайский край, делились собственным опытом реализации программы повышения финансовой грамотности, проводили для педагогов мастер-класс по работе с родителями в рамках финансового воспитания детей. На этапе запуска курсов по финансовой грамотности в школе очень важно объяснить родителям, для чего финансовая грамотность нужна их детям. Необходимо проводить родительские собрания, показать, как можно работать над финансовым воспитанием в семье.  Если родители будут действительно заинтересованы в этом, то мы сможем наблюдать позитивные изменения уже в ближайшем будущем.


Мария Кулакова, заместитель начальника бюджетного управления Министерства финансов Удмуртской Республики

Здесь собрались эксперты с творческим подходом к решению проблем. Посетив конференцию в прошлом году, я была вдохновлена опытом коллег из других регионов, а сегодня мы уже представляем результаты реализации собственных программ.  Люди, которые принимают участие в данной конференции — настоящие энтузиасты, рассказывают обо всем с вдохновением и имеют за плечами богатый практический опыт.

Безусловно, очень важно продолжать усиливать сотрудничество регионами, между министерствами и ведомствами, между всеми участниками  процесса. Тогда мы и получим эффект синергии, который будет усиливать наше совместное действие.


Эдуард Матвеев, создатель проекта Семейный Финансовый Клуб «Лесная биржа»

Конференция по финансовой грамотности в Высшей школе экономики, как всегда, прошла интересно. Прежде всего, благодаря организации: четкая работа волонтеров, помощников. Участники не отвлекались на какие-то бытовые мелочи, это позволило сосредоточиться на работе. 

Программа была составлена так, чтобы большинство вопросов преподавателей, посетивших конференцию, было удовлетворено. А ведь многие были из отдаленных территорий, им важны были материалы, новые подходы, мастер-классы, где можно было задать вопрос достаточно известным людям, опытным практикам в сфере образования и финансовой грамотности. 
Был замечательный обмен опытом с Коллегами из Татарстана, Москвы, Алтайского Края, Удмуртии и т.д. Мы еще раз друг друга увидели, обменялись своими новостями, увидели, что делается в рамках государственных программ и частных инициатив. 

В силу ограниченности времени, мне удалось побывать лишь на двух мастер-классах: Екатерины Лавреновой и коллег из Алтайского Края — Татьяны Райских и Марии Блок. Мне показалось, что все они — профессионалы высокого класса, владеющие не только технологиями педагогики, но и прекрасными организаторскими качествами. 

Вообще, мероприятие создало очень приятное впечатление. Впрочем, название университета «Высшая школа экономики» обязывает, чтобы любой такой продукт имел высокое качество. И это было именно так!