• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Светлана Суслова: коллективное сопроизводство в российском школьном образовании

Доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ – Пермь Светлана Суслова рассказала о сфере собственных научных интересов и поделилась результатами исследования коллективного сопроизводства в школьном образовании и факторов создания НКО, поддерживающих российские школы.

Светлана Суслова: коллективное сопроизводство в российском школьном образовании

Сфера моих научных интересов — экономика некоммерческого сектора, одно из направлений исследований — коллективное сопроизводство в школах.

Сопроизводство предполагает участие потребителя какого-либо блага в его производстве. В этом случае благо создается в процессе взаимодействия двух типов участников — обычного производителя, который создает продукт для дальнейшей продажи, и потребителя, который выступает «сопроизводителем».

Образование является сферой, для которой в наибольшей степени характерно сопроизводство. Растущий спрос на качественные образовательные услуги, а также финансовые ограничения, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения порождают потребность в активном вовлечении в образовательный процесс родителей и других представителей местных сообществ для обеспечения его дополнительными ресурсами. Одной из форм такой вовлеченности является коллективное сопроизводство — создание некоммерческих организаций, чья миссия заключается в поддержке образовательного учреждения.

В рамках данного исследования оценивались масштабы коллективного сопроизводства в российском школьном образовании, а также определялись факторы создания НКО, поддерживающих школы. Его результаты представлены в двух статьях, одна из которых была опубликована в 2016 году в журнале «Вопросы образования», другая — в 2018 году в журнале «International Journal of Public Administration».

Данные показывают существенные межрегиональные различия в развитии коллективного сопроизводства в сфере школьного образования. При этом в провинциальных городах этот процесс идет относительно более активно: доля школ, для поддержки которых созданы НКО, во многих региональных центрах существенно выше, чем в федеральных центрах.

Более активно НКО создаются для поддержки общеобразовательных учреждений с особым статусом (гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов), то есть в условиях более высокого спроса родителей на качественные образовательные услуги.

Регрессионный анализ позволил выявить три группы факторов, влияющих на процесс формирования школьных НКО: особенности экономики региона (ВРП и уровень бедности), статус школы и «региональный эффект» (расположение школы в конкретном федеральном округе). Последняя переменная представляет собой наибольший интерес, так как для школ двух округов  — Сибирского и Приволжского — она оказалась самой значимой. Следовательно, это исследование логично продолжить в направлении изучения специфики российских регионов, которая стимулирует процесс развития некоммерческого сектора.