• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История за пределами школьного измерения: в Перми прошла школа «Моя большая история»

25 ноября в НИУ ВШЭ – Пермь состоялась осенняя школа для старшеклассников «Моя большая история», в которой приняли участие более 30 учащихся 10-11-х классов из Перми, Кунгура и Лысьвы. Организатор мероприятия, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Пермского кампуса НИУ ВШЭ Динара Гагарина поделилась впечатлениями после подведения итогов школы.

 

В рамках нашей осенней школы мы планировали выйти за пределы школьной программы по истории, чтобы ребята увидели всю красоту этой науки, поняли, что она касается их семьи и их самих, поняли, что история — это не мертвая наука. Это то, что связывает политику, экономику, культуру и общество. Мы хотели показать старшеклассникам эту глобальность исторической науки, и мне кажется, что у нас получилось.

Гагарина Динара Амировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): заведующий кафедрой

На первом занятии мы обсудили с ребятами, чем занимаются современные историки и что они будут делать в будущем, что общего между историей семьи и Big History — дисциплиной, которая изучает историю с Большого взрыва до наших дней. В начале дискуссии я предложила старшеклассникам нарисовать, как они видят историю. Не описать словами, а именно нарисовать схематично или художественно. Многие участники поделились своим творчеством с аудиторией, и это было здорово: у них получились совершенно разные образные модели, которые говорили о том, что ребята готовы выйти за пределы «формальностей». Эта импровизация во многом задала тон всему мероприятию.

После этого зам. декана социально-гуманитарного факультета Екатерина Шестакова вместе со студентами-историками провела мастер-класс «Живая история». С одной стороны, мы вместе увидели, что история живая, несмотря на то, что изучает прошлое. С другой мы не можем изучать культуру какого-либо периода, да и период в целом, не используя все имеющиеся средства для того, чтобы в него погрузиться. Очень важно знать, как наши предки проводили досуг: как они играли, что готовили, как был устроен их быт. В конечном счете, и это мы тоже обсудили со школьниками, именно культура во многом определяет экономику и даже политику в стране.

Очень большой интерес у участников мероприятия вызвал мастер-класс «Когда тайное становится явным: поиск информации о родственниках в архиве», который для ребят провел Александр Глушков, руководитель научно-исследовательского отдела Государственного архива Пермского края. После занятия некоторые старшеклассники не пошли на кофе-брейк, а спрашивали Александра, как искать информацию о своих родственниках, предках. Очевидно, у нас в обществе есть интерес к изучению истории семьи, но люди не понимают, куда идти и что нужно делать, чтобы восстановить пробелы.

Потом у нас была практическая часть, где мы работали с программой по составлению генеалогических деревьев: кто-то делал древо своей семьи, а кто-то — королевской. Перед этим академический руководитель образовательной программы «История» Юрий Василенко рассказал ребятам про королевскую семью Испании, но не в формате дат и событий, а в формате «короли тоже люди». А студенты 4-го курса помогли старшеклассникам больше узнать о королевских семьях в Швеции, Монако, Японии.

Осенняя школа завершилась дискуссией на тему «История во времени и в пространстве». Мы обсуждали то, как перейти от микросюжетов к макросюжетам, от истории своей семьи к всемирной истории, как «в одном мгновенье видеть вечность». Я показала возможности использования цифровых технологий при изучении истории и визуализации исторических знаний, например, как за несколько минут увидеть тысячу лет развития мира. Цифровые технологии становятся своего рода оптикой для временного и пространственного измерения истории.

Мы не делали лекций в классическом формате и не давали готовых ответов. Надеюсь, что ребята ушли с кучей вопросов и идеями собственных проектов. Мы увидели интерес к нашей школе, поэтому уже задумываемся о том, чтобы провести школу еще раз, возможно, в онлайн-режиме.


Маргарита Бахарева, учащаяся 11-го класса МАОУ «Гимназия №3», г. Пермь 

Осенняя школа по истории — первое мероприятие, которое я посетила в Пермской Вышке. Я планирую поступать на соответствующую образовательную программу, поэтому мне очень интересно наблюдать, как преподают историю в разных университетах. Осенняя школа — это отличная возможность познакомиться с преподавателями, пообщаться со студентами, да и просто узнать что-то новое за пределами школьной программы. Впечатления самые положительные: это была очень продвинутая, современная школа, которая может стать первым шагом к изменению взгляда на историю как на классическую науку. Я рада, что провела здесь выходной. Обязательно постараюсь доделать дома генеалогическое древо своей семьи.

Софья Шпицина, учащаяся 10-го класса МАОУ «Гимназия №32», г. Пермь

В целом, мероприятие мне понравилось: было интересно узнать, как можно применить цифровые технологии при работе с архивной документацией, поиске родственников и построении генеалогического древа. Наверное, мне бы хотелось услышать больше информации и лайфхаков, которые помогли бы сдать ЕГЭ для поступления на эту образовательную программу, но думаю, что об этом нам расскажут в следующий раз, поэтому обязательно схожу на школу и в году.

 

Дмитрий Симаков, учащийся 11-го класса МАОУ «Лицей №1», г. Кунгур

На осенней школе мы узнали много новой информации о возможностях поиска информации о своих родственниках, а также обсудили некоторые непростые вопросы истории, на которые нет однозначного ответа, которые заставляют нас задумываться и о прошлом, и о будущем. Меня очень увлекла работа над созданием генеалогического древа: теперь кроме систематизации информации о собственных предках мне интересно узнать, кто сегодня является потомками известных королевских семей.

 

Илья Щукин, учащийся 11-го класса МАОУ «Лицей №1», г. Кунгур

Это не первая моя осенняя школа по истории, и в этом году мне понравился формат проведения занятий. Например, я узнал, как наше поколение видит концепцию исторической науки. Также меня впечатлила лекция, на которой мы обсуждали историю королевских семей: теперь хочется углубиться в изучение связей между ними, открыть для себя, как правители государств взаимодействуют друг с другом. Рад, что Пермская Вышка организует такие мероприятия!