• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Вспоминая конфликты, думая о будущем: пишем историю вместе»: Алексей Каменских об интернациональной школе памяти

«Вспоминая конфликты, думая о будущем: пишем историю вместе»: Алексей Каменских об интернациональной школе памяти

В середине октября в Грузии состоялась интернациональная школа памяти «Remembering the Conflicts, Thinking on the Future: Writing History Together». Один из организаторов мероприятия, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Алексей Каменских рассказал об истории создания школы и поделился впечатлениями об итогах реализации данного проекта.

Об идее создания школы

Идея организовать подобную школу возникла у меня и моей украинской коллеги и друга профессора Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Оксаны Довгополовой еще три года назад, в связи c развитием российско-украинского военного конфликта. Огромное количество софистических подмен, апелляция к историческому материалу как к средству разжигания военного конфликта вызвали мысль о создании площадки, на которой молодые люди из наших стран, разделенных войной, российские студенты — философы, историки, культурологи, — и их украинские сверстники, могли бы ответственно и честно вести диалог о сложных и противоречивых моментах совместной истории.

Мы не тешили себя иллюзией быть над политикой или вне политики. Сам подобный диалог есть политика — осуществляемая нами и нашими студентами, политика диалога в перспективе возможного в будущем мира. Чуть позже к идее нашей школы присоединились польские, белорусские, немецкие друзья: вместе мы могли бы работать над поиском нарративов, позволяющих честно и ответственно говорить о сложных и болезненных моментах нашего общего прошлого — не оправдывая взаимные преступления, называя зло злом, а добро — добром. Только это, по нашему мнению, могло бы позволить прекратить «войны памяти», ведущиеся сейчас в России и Восточной Европе.

В течение двух лет мы с коллегами — Оксаной Довгополовой и Светланой Панич (Москва), переводчиком и исследователем проблем Холокоста в Литве, продумывали программу будущей школы и писали заявки на гранты. Год назад, при поддержке фонда «Новая коллекция» и лично Надежды Агишевой, мы организовали пробную школу в Литве: она проходила в Вильнюсе, Каунасе и на хуторе Анталкяй и проводилась силами ученых и преподавателей из Грузии, Литвы, Польши, России и Украины при участии преимущественно пермских студентов.

Осенью прошлого года мы обратились за поддержкой к немецкому отделению международного общества «Мемориал» с предложением о сотрудничестве и написании совместной заявки. Двое сотрудниц немецкого «Мемориала» — Кристина Рик и Дарья Бутейко — согласились выступить нашими партнерами; вместе мы подготовили немецкий текст заявки на конкурс, организуемый МИД ФРГ в рамках программы «Развитие сотрудничества с гражданским обществом в странах Восточного партнерства и России». К нашей радости, заявка получила одобрение. Кроме того, нас согласились поддержать фонд «Новая коллекция» и Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр».

 

О тех, кто принял участие в создании школы

Как только мы узнали об одобрении заявки, в четырех странах-участницах проекта — Беларуси, Германии, России и Украине — были организованы конкурсы для студентов. Поскольку по условиям проекта рабочим языком школы был выбран английский (чтоб ни одна из сторон не находилась в привилегированном положении), то и нашим возможным участникам было предложено написать английское мотивационное письмо с пояснением своего видения проблемы совместной проработки сложных моментов истории для выстраивания по возможности максимально неконфликтного будущего.

Мы отобрали двадцать студентов — по пять для каждой из национальных команд. В российскую команду вошли три студентки из Перми (студентка-историк 3-го курса НИУ ВШЭ Анна Остапенко, наша недавняя выпускница Лейла Гизатуллина и студентка историко-политологического факультета ПГНИУ Екатерина Шуйская), выпускница ОП «История» НИУ ВШЭ – Москва Татьяна Ускова и студентка-философ из Новосибирского университета Эмма Тарасенко.

Мы заранее отправили ребятам ряд текстов для подготовки; в сентябре в странах-участниках были проведены предварительные семинары для знакомства студентов, вхождения в проблематику школы и получения опыта командной работы. 12 октября российские и украинские участники собрались в Грузии, в Тбилиси. 14 октября мы отправились к месту проведения школы — городу Цхалтубо, в окрестностях Кутаиси, где к нам присоединились немецкие и белорусские участники.

Грузия была выбрана в качестве площадки школы как одна из стран Восточного партнерства и относительно нейтральная территория. В нашей работе участвовали медиатор — опытный психолог Ирена Голуба из Латвии, польский журналист, а в прошлом дипломатический представитель Польши в России, Беларуси и Эстонии, Павел Пшечишевский (Варшава), профессор университета г. Майнц (Германия) Райнер Гольдт, представитель немецкого «Мемориала» Кристина Рик, переводчик и преподаватель Светлана Панич (Москва). Украинскую команду возглавляла профессор Оксана Довгополова (Одесса), белорусскую — минский философ, доцент Белорусского государственного университета Инна Наливайко. Хочется выразить благодарность за теплый прием и комфортные условия для студентов, которые были обеспечены нашим грузинским коллегой Нукри Хевцуриани.

 

О программе школы и итогах проекта

После знакомства работа школы в Цхалтубо началась с просмотра мультфильма Резо Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?», напрямую связанного с тематикой нашей школы. Это был наш первый совместный опыт обсуждения наиболее сложных моментов в исторической памяти стран.

Наутро 15 октября, после лекции Ирены Голубы «Язык ненависти и работа с прошлым», где она показала, как отслеживать язык ненависти и вовремя гасить возникающие конфликты, состоялись презентации национальных команд, которые студенты готовили еще до начала школы. Кристина Рик (немецкий «Мемориал», Берлин) выступила с лекцией о глоссарии школы: мы обсудили рабочие определения базовых понятий — дискурс, нарративы, историческая память и т.д. Вечернее занятие было посвящено медленному чтению избранных фрагментов из «Вопроса о вине» (Карл Ясперс, 1947 г.) — одного из наиболее значимых произведений, обсуждающих степень ответственности человека за преступления, совершаемые от имени общности, к которой он принадлежит.

Хочется сказать о еще одной интересной форме деятельности ребят — memory attendants – дежурные по памяти. Уже в первый день студенты распределились на пять интернациональных групп. Участники каждой такой группы в определенный день школы проводили рефлексию работы дня и утром выносили текст со своими впечатлениями и предложениями на обсуждение со студентами и преподавателями.

Еще несколько лет назад мы решили, что одной из главных форм работы на школе будет совместное написание в интернациональных группах проектов страниц неких гипотетических учебников истории, курс по которым мог бы преподаваться в каждой из четырех стран-участниц. Для этого мы выбрали пять комплексов исторических событий, представляющих наибольшую сложность в школьном преподавании истории в каждой из наших стран: 1) разделы Польши, 2) революции 1917-1921 гг. в России и странах Восточной Европы, 3) события осени 1939 года, 4) коллаборационизм в условиях оккупации во время Второй мировой войны и 5) изменение границ Европы, насильственные переселения и этнические конфликты в 1945-1947 гг.

За оставшиеся дни участникам школы было необходимо совместно подготовить одну страницу такого учебника на английском языке. Нами был разработан специальный сайт, на котором через месяц будут опубликованы эти тексты для открытого доступа.

16 октября Оксана Довгополова рассказала студентам о трагедии Бабьего Яра под Киевом и об истории мемориализации этой трагедии. В настоящий момент мы наблюдаем ситуацию «конкуренции памятей». Задача, которую ставят перед собой сотрудники Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» — создание единого мемориала, который включал бы все многоголосье памяти в единое коммеративную традицию Украины. После этой лекции Оксана предложила нашим студентам подготовить в командах проекты такого мемориала. Здесь нужно поблагодарить наших студентов, которые отнеслись к этой задаче со всей серьезностью и ответственностью — многие предложения Оксана признала значимыми и возможными для реализации. Вечером один из студентов нашей школы Яков Яковенко (Киев) предложил свой мастер-класс по анализу исторических нарративов в советском кинематографе.

17 октября я провел свой мастер-класс по анализу визуальных форм коммеморации на примере роликов современной социальной рекламы из Казахстана «Один народ, одна страна, одна судьба». Благодарен студентам за активное участие в этом семинаре, за качественный анализ предложенного визуального нарратива.

После этого на школе прошла лекция Оксаны Довгополовой, посвященная военным мемориалам разных стран и проблемам «сшивания» исторической памяти. Также Оксана обсудила со студентами коммеморацию событий, произошедших 2 мая 2014 года в Одессе. Она представила результат исследований группы «2 мая», участники которой за четыре года смогли выработать единый нарратив, сформировать видение того, что же произошло. После этого студенты получили задание разработать формы визуализации этого события на публичных пространствах в Одессе.

Следующий день начался с экскурсии в древний монастырь Гелати, в Кутаиси и в пещеру Прометея (Кумистави). Вечером была лекция Татьяны Усковой (Москва) о конкурентных нарративах о Чернобыльской катастрофе в интернет-пространствах Беларуси, России и Украины. После ужина в качестве опционального занятия выступила Эмма Тарасенко (Новосибирск), которая предложила к обсуждению свой доклад «Образ Великого Октября в кинематографе».

19 октября я провел лекцию, где продолжил с ребятами дискуссию о политике памяти в наших странах, предложив обсуждение проекта выставки «Разные войны», посвященного образам Второй мировой войны в учебных курсах Италии, Германии, Польши, Чехии, Литвы и России. Затем состоялась лекция Павла Пшечишевского о проекте примирения исторических памятей в Польше и Германии.

Наконец, наши студенты отправились в «самостоятельное плавание» для создания проектов страниц учебников истории. Учитывая краткость текстов, которые им предстояло создать, остроту и сложность проблем, о которых предстояло писать, мы, организаторы и преподаватели школы, не ожидали настолько мудрых, точных и взвешенных формулировок, к которым на основании полутора дней работы в белорусско-немецко-российско-украинских группах удалось прийти нашим студентам. Разумеется, группы успели подготовить лишь предварительные варианты таких текстов; через месяц они будут опубликованы на официальном сайте школы.

В целом, школа «Помня о конфликтах, думая о будущем: Пишем историю вместе» стала для всех нас — ее организаторов, преподавателей и студентов — знаком надежды: мир и понимание через признание безусловных различий между нашими странами возможны.

Хочется поблагодарить немецкий «Мемориал» за поддержку нашей школы, поблагодарить каждого из наших преподавателей, каждого из наших белорусских, немецких, украинских, российских студентов.

Могу сказать, что каждая секунда этих трех лет, потраченных на организацию школы — лет труда, отчаяния, гнева, надежды, боли — стоила того, что произошло в эти дни в Цхалтубо. 

Анна Остапенко, студенка 3-го курса образовательной программы «История»

Сказать что-то об исторической школе в Грузии — это ничего не сказать о том прекрасном ощущении, когда ты осознаешь, как прекрасно вести диалог с людьми из разных стран (Беларусь, Германия, Грузия, Латвия, Польша, Украина) и находить общий язык в вопросах конфликтов исторической памяти в наших государствах. Конечно, это было непросто, но это научило нас смотреть «за» и «выше» распространенных и распространяемых стереотипов, прекращать мыслить шаблонами и видеть людей, живых, настоящих.