• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Мария Молодчик и София Паклина: стратегическое поведение российских компаний в отношении интеллектуальных ресурсов

Мария Молодчик и София Паклина: стратегическое поведение российских компаний в отношении интеллектуальных ресурсов

Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории нематериальных активов НИУ ВШЭ – Пермь Карлос Хардон, старший научный сотрудник МЛЭНА Мария Молодчик и стажер-исследователь София Паклина поделились результатами исследования стратегического поведения российских компаний в отношении интеллектуальных ресурсов, опубликованного в журнале Management Decision (2018).

Изучение причин гетерогенности компаний — одна из «топовых» тем в стратегическом менеджменте. Преобладающей точкой зрения в последние десятилетия, как показано в работах Barney et al. (2001) и Teece (2000), является неоднородность ресурсов и способности компаний к их использованию. В рамках этой тематики, одним из ключевых вопросов является выявление стратегий компаний в отношении тех ресурсов, которые могут обеспечить различия в результатах, а именно интеллектуальных ресурсов.

Цель данного исследования состояла в том, чтобы предложить новый континуум стратегий, основанных на интеллектуальных ресурсах, расположенных между полюсами: «универсальные» (те компании, в которых уровень наделенности интеллектуальными ресурсами ниже среднего) и «умные» (те, кто интенсифицирует интеллектуальные ресурсы и наделен ими выше среднего уровня). В данном случае континуум означает, что разные стратегии компаний основаны на различных комбинациях интеллектуальных ресурсов.

Ключевой исследовательский вопрос работы состоял в том, что существуют некие кластеры компаний со схожими паттернами поведения относительно использования интеллектуальных ресурсов. Кроме того, авторы пытались понять, вознаграждается ли такое стратегическое поведение — удается ли существенно повысить эффективность деятельности.

Базой для тестирования гипотез были выбраны 1096 публичных российских компаний различных отраслей за период с 2004 по 2014 гг. Используя четыре типа интеллектуальных ресурсов (человеческий капитал, отношенский капитал, процессный капитал и инновационный капитал), было обнаружено 16 возможных профилей стратегического поведения. Результаты исследования показали, что среди 16 возможных стратегических профилей российские компании могут характеризоваться только тремя типами. Таким образом, авторы подтвердили первое предположение — для российских компаний характерно наличие стратегических групп.

 Согласно кластерному анализу, российские компании выбирают две полярные стратегии, а именно «дженерики» и «умные». Кроме этого, существует группа, в которой компании предпочитают интенсифировать человеческий, инновационный и процессный капитал с преимущественным фокусом на инновационный капитал. Эту группу назвали «инноваторы».

Оценки показали, что более половины российских публичных компаний (63,5%) придерживаются стратегии неинтенсивного использования интеллектуальных ресурсов, то есть являются «дженериками». При этом 13,3% предприятий — это «умные» компании. Остальные (23,2%) находятся в середине континуума и относятся к «инноваторам». 

Таким образом, в российской бизнес-среде были выделены две стратегические группы, активно использующие интеллектуальные ресурсы — «умные» и «инноваторы». Основное различие между этими двумя группами заключается в использовании организационного капитала, а именно процессного и инновационного. Если «умные» компании лучше оснащены информационными технологиями (ERP-система, система управления ИК, качество сайта), то «инноваторы» больше инвестируют в НИОКР и имеют более высокий уровень обеспеченности патентами и нематериальными активами. Кроме того, «умные» компании демонстрируют различия в результатах деятельности с учетом стратегии компании по сравнению с «дженериками», которые, не имея конкретной стратегии в отношении интеллектуальных ресурсов, обычно имеют показатели хуже, чем компании из других кластеров. Этот результат позволил главный вывод о том, что в российском бизнес-контексте стратегии, основанные на интеллектуальных ресурсах, позволяют опережать те, которые интенсифицируют интеллектуальные ресурсы.

Поробнее с материалом можно ознакомиться по ссылке.