Золотая осень в моногороде: совместная экспедиция Пермского и Московского кампусов НИУ ВШЭ в Чусовой
В рамках проекта «Открываем Россию заново» с 28 сентября по 7 октября студенты и преподаватели из Перми и Москвы приняли участие в научно-исследовательской экспедиции «Чусовой как проблемный моногород и территория опережающего социально-экономического развития: стратегии выживания населения и муниципальная политика».
Со стороны Пермской Вышки участие в поездке приняли 7 студентов образовательной программы «Менеджмент» и магистерской программы «Государственное и муниципальное управление», а также преподаватели департамента менеджмента Елена Зуева, Максим Курганов и Юлия Крашенинникова. Московский кампус ВШЭ представляли сотрудники лаборатории муниципального управления Артемий Позаненко и Аркадий Сыновец, а также студенты различных образовательных программ, в том числе, магистерской программы «Государственное и муниципальное управление».
Несколько лет назад из-за проблем на градообразующем предприятии АО «Чусовской металлургический завод» Чусовой был включен в общероссийский список моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Он также стал первым в Пермском крае поселением, на территории которого была создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — особый правовой режим ведения бизнеса, где новым предприятиям-резидентам предоставляются налоговые и иные льготы. Изучить на примере Чусового, как население и местные власти адаптируются к изменению социально-экономического положения в моногороде, а также понять, каким образом идея ТОСЭР реализуется на практике — такими были основные исследовательские цели экспедиции.
Студенты знакомились с методами полевой социологии и реалиями муниципального управления, совершенствовали навыки сбора эмпирических данных. В насыщенную программу экспедиции входили интервью с представителями муниципальных властей, предпринимателями и сотрудниками местных учреждений, уличные разговоры с прохожими, наблюдения в публичных пространствах, экскурсии в туристических объектах, выезды в Лысьву и Горнозаводск и ежедневные двух-трехчасовые семинары, где обсуждался собранный материал.
Экспедиция позволила нам своими глазами увидеть жизнь маленького города, со всеми его «бедами» и «радостями». Окунувшись на какое-то время в его жизнь, мы смогли почувствовать его проблемы, пропустить сквозь себя царящее в нем настроение и атмосферу, лучше понять людей, которые рассказывали нам о своей жизни. Это то, чего не увидишь за сухой статистикой, кабинетными отчетами и лабораторными исследованиями.
Арина Занина, студентка 2-го курса образовательной программы «Менеджмент»
Это был мой первый опыт экспедиционной работы, и я очень благодарна Вышке за возможность участия в таких мероприятиях. Каждый день у нас проходил очень насыщенно! Утром и днём изучали город, наблюдали, проводили интервью, а вечером проходили семинары, на которых мы делились собранными данными.
Виктория Стешина, студентка 3-го курса образовательной программы «Менеджмент»
«Научная экспедиция стала для меня возможностью расширить свой исследовательский опыт, развить навыки командной работы и получить знания в новой для меня области — государственного и муниципального управления. В достаточно сжатые сроки перед нами стояло множество задач по изучению социальной и экономической среды в городе, поэтому каждый день экспедиции был очень насыщенным.
В поездке собралась команда из преподавателей и студентов двух кампусов ВШЭ. И для меня самые лучшие впечатления остались именно от совместной работы, обсуждения и взаимодействия с участниками экспедиции, так как это были одни из самых талантливых людей, с которыми я познакомилась во время обучения в университете. Такие поездки нужны не только для изучения объекта исследования, но и для получения нового исследовательского опыта, который точно пригодится в будущем.
Считаю экспедицию очень удачной. Рада была убедиться в том, какие у нас (и в Москве, и в Перми) умные, подготовленные, ответственные, дисциплинированные и дружелюбные студенты. Эта совместная работа позволила создать «пазл»: из множества кусочков сложилась отчётливая картина ситуации в моногороде со всеми ее позитивными и негативными моментами.
Зуева Елена Львовна
Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»
Егор Подкорытов
Студент 1-го курса образовательной программы «Государственное и муниципальное управление»