• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Мы не только приобрели интересные знакомства с людьми со всего мира, но и получили «прививку» интереса к истории»: Марина Баландина о волонтерской программе в Бухенвальде

«Мы не только приобрели интересные знакомства с людьми со всего мира, но и получили «прививку» интереса к истории»: Марина Баландина о волонтерской программе в Бухенвальде

Студентка первого курса образовательной программы «История» Марина Баландина ещё до начала учебы в НИУ ВШЭ – Пермь успела побывать на волонтерской программе в Бухенвальде, бывшем немецком, а потом и советском лагере в Германии, где приняла участие в раскопках на его территории. Марина рассказала об особенностях программы и поделилась советами с ее будущими участниками.


О программе

Программа объединила студентов-историков и студентов других образовательных программ возрастом от 18-ти до 26-ти лет из Европы, Мексики, Китая, Турции и США. За две недели участия мы не только приобрели интересные знакомства с людьми со всего мира, но и получили своеобразную «прививку» интереса к истории. 

Кроме того, эта программа позволила реализовать себя не только историкам, но и исследователям других направлений, открывая перед ними поле для изучения химических веществ, применявшихся нацистами. Мне она помогла определиться с научными интересами: теперь я планирую углубленно изучать в университете положение политзаключенных в немецких лагерях.

Для участия в программе мне требовалось уверенное владение английским языком — как минимум, чтобы грамотно заполнить анкету на участие и написать мотивационное письмо. Чтобы чувствовать себя увереннее, в июне я прошла онлайн-курс по немецкому языку, получила базовые знания, но общалась все равно на английском. Платить пришлось только за перелет и за самостоятельно проведенное в Берлине время, где я смогла посетить несколько желанных музеев.

Одной из самых ответственных задач, которую поручили волонтерам, была гравировка на камнях имен работавших и погибших в концлагере детей. После работы мы посещали архив, где нам давали сведения о погибшем ребенке из архивов СС: когда и где родился, национальность, кем были его родители, есть ли братья и сестры, какое образование получил, где и за что был арестован. Мальчика, чье имя я гравировала, звали Нандор Шаттин. Он был венгерским евреем, арестованным по политическим причинам. В 1944 году в возрасте 17-ти лет он был отправлен в Аушвиц, после чего его направили на работы в Бухенвальд.

На протяжении смены мы участвовали в различных мастер-классах или, как их называли, «Work Shops». На самом первом мы говорили о том, как в наших странах люди хранят память о войне. Второй «Work Shop» был посвящен музыке в Бухенвальде: какую музыку было разрешено исполнять, а какую нет, что слушали офицеры СС, а что заключенные, какую роль играла музыка в лагере. На последнем мастер-классе мы обсуждали, что такое геноцид, какими могут быть его проявления в XX веке и в настоящее время.

Кроме того, мы совершали поездки в Веймар, Лейпциг и Эрфурт. Поездки и обеды в городе также были оплачены организацией.

Об отношении к изучению истории в Германии

В Германии изучение истории кардинально отличается от российского подхода. Так, Второй мировой войне в школьном курсе уделяют порой несколько лет, причем школьники не заучивают даты и битвы — их внимание сосредоточено на проработке проблемы существования нацизма и на перманентом возвращении к болезненному вопросу: как такое могло произойти и что следует сделать, чтобы такого не повторилось? 

Немецкая система образования мне нравится больше, правда, студенты в Германии так не считают: даже в университетах очень мало времени уделяется изучению Средневековья по сравнению с погружением в историю двадцатого века. 

Бухенвальд стал доступен и популярен как музей для изучения Холокоста: благодаря не только бесплатному входу и наличию экскурсий и буклетов на многих языках, но и активному сотрудничеству с местными школами, Бухенвальд остается примером «живой» памяти о катастрофе — вот почему мемориальный комплекс может стать примером для других стран, также стремящихся к преодолению прошлого.

Советы будущим участникам программы

При выборе волонтерской программы ориентируйтесь на ваши интересы. Выбирая таким образом, вы не только работайте, путешествуйте, знакомитесь с новыми людьми, но и получаете удовольствие от волонтерской деятельности и знания, которые пригодятся вам для написание той же курсовой работы или любых других проектов.

Узнайте информацию о стране, куда едете: почитайте литературу по теме поездки, соберите информацию о городах, которые планируете посетить.

Научитесь готовить, особенно национальные блюда. В лагере каждый должен будет приготовить либо обед, либо ужин. 

Интересную и полезную информацию записывайте в небольшой блокнотик. Покупайте и берите бесплатную литературу в музеях.

Не стесняйтесь говорить с иностранцами и просить у них помощи. Не бойтесь просить их повторить предложение, если вы его не поняли: поверьте, за допущенную вами ошибку в произношении или в грамматике вам не «съедят». 

Принимайте участие во всевозможных дискуссиях и мастер-классах: так вы не только развиваете языковые навыки, но и получаете огромное количество нужной и интересной информации о других странах и людях, их менталитете, взглядах на жизнь и мировоззрении. Многое из того, что я узнала и отметила для себя, сильно противоречит стереотипам и нашим представлениям о той или иной культуре.